Итак, какие же дороги ведут в секты?
Во-первых, чрезвычайно значимым фактором может стать эмоциональное неблагополучие в семье. Отсюда — вывод первый: главной страховкой от попадания в секту является родительская любовь — любовь безусловная (то есть — без условий: мол, я могу любить тебя, но только если ты будешь…), любовь родителей к ребенку просто потому, что он существует. А еще — приятие его со всеми его недостатками и слабостями, формирование у ребенка ощущения, что семья — в любом случае место, где его понимают, ценят и уважают. Из такой семьи в секту не бегут.
Вторая причина — перенесенный человеком кризис, возникновение ситуации, когда весь мир разрушен: таким фактором может послужить смерть близкого человека, болезнь, утрата социального положения и подобные этим серьезные события, глубоко переживаемые и порой приводящие к потере смысла жизни.
Третья причина — своеобразный духовный вакуум, существующий в нашем обществе в последнее время. Долгое время — плохо ли, хорошо ли — но место «путеводной звезды» в нашей жизни занимала идеология. Пионерия, комсомолия при всех их недостатках давали большой плюс детям — некую идею и цель. Жизнеспособность этой идеи — дело другое, но много ли идей в юности вообще жизнеспособны? Во многом это была, конечно, крайность. Теперь же маятник откачнулся в противоположное положение — то есть в сторону полной свободы от каких-либо идей. Однако свято место пусто не бывает, поэтому ловкие и недобрые люди быстро этим обстоятельством воспользовались, стремясь в своих целях заполнить вакуум в юных головах.
Четвертая причина — так называемое одиночество в толпе, разобщенность людей, ставшее привычным уже положение, когда вокруг «никто никому не нужен». И даже если в семье все нормально, человек — существо социальное, и ему хочется вписаться в общество, а по нынешним временам задача эта нелегкая.
Следующая причина — естественная в юном возрасте тяга к самопознанию, интерес ко всему необычному, мистическому, чем искусно пользуются организаторы сект, применяя активную и неявную пропаганду, популяризацию мистических, иррациональных идей и взглядов на жизнь. Чем меньше у человека жизненный опыт, чем более размыты границы его мира, тем легче поддается он влиянию, давлению и промыванию мозгов.
Психологическими факторами, способствующими вовлечению в секту, являются также доверчивость, наивность, тревожность, застенчивость, инфантильность — все это делает детей более восприимчивыми к красивым речам вербовщиков. Примечательно, что дети из благополучных семей легче клюют «удочки» с наживкой из обещаний способностей, влияния, успеха, дети же из неблагополучных семей, прошедшие суровую школу выживания, восприимчивы к внушению гораздо меньше. Однако эти дети тоже попадают в секты — в поисках добра, чистоты и смысла жизни.
Нередко ошибочно считают, что в секты попадают люди крайне религиозные. Это не так: глубоко верующие люди менее всего подвержены влиянию сект, ведь они тверды в вере, и нравственный стержень у них крепок. В секту попадает тот, кто находится в состоянии стресса или конфликта с самим собой и с обществом, но в то же время более других нуждается в понимании и приятии окружающих.
Есть ли признаки того, что ребенок подвергается обработке, что его втягивают в секту? Да.
Во-первых, должно насторожить появление в доме многочисленных, красочных брошюрок, плакатов, книг и журналов, которые кто-либо дал ребенку бесплатно, с целью «просвещения», или же пригласив на некое бесплатное просветительское мероприятие. Сектанты используют всевозможные ширмы вплоть до бесплатного изучения английского языка (вовремя объясните ребенку, что бесплатный сыр — только в мышеловке, а излишняя навязчивость новых «друзей» должна насторожить его в первую очередь). Также должно насторожить появление дисков со специфической музыкой (иногда перемежающейся непонятным текстом) — музыки тягучей, вяжущей, так называемых «трансовых» ритмов.
Внимания требует резкое изменение в поведении ребенка — следует задуматься и разобраться в случае, если ребенок часами сидит в прострации, смотрит в одну точку: в окно, на стенку, тем более — на какой-то новый, необычный предмет или портрет (особенно — культового характера). Насторожитесь также, если ребенок при этом что-то бормочет или просто шевелит губами, раскачивается из стороны в сторону. Очень серьезно, если ребенок начинает заводить разговоры о смысле жизни, о добре и зле, при этом его взгляды резко расходятся с принятыми в семье и носят характер явно привнесенных извне знаний.
Не должно остаться без внимания, если в доме появляется большое количество предметов, к которым ребенок раньше был равнодушен:
Многие родители, столкнувшиеся с сектантством на горьком опыте своей семьи, знают, что вытащить ребенка оттуда чрезвычайно сложно: он сбегает из дому, пропадает в секте месяцами, и неизвестно не только, как его оттуда извлечь, но и где вообще он находится.
Если есть такая возможность — нужно обязательно обратиться к психотерапевтам, возможно — кардинально сменить место жительства. Не пытайтесь самостоятельно развенчивать Гуру или как он там называется, а также секту в целом: в сектах к таким разговорам с родными детей специально готовят, и все ваши нападки будут восприняты как доказательство не вашей правоты, а правоты Учителей. Вот что от вас понадобится — так это искреннее, теплое внимание, приятие, мягкое и ненавязчивое обсуждение его настоящего и будущего. Однако следует быть готовыми к тому, что процесс этот будет долгим и болезненным: против вас работает целая психотехнологическая машина.
Поэтому единственным выводом к данной статье может стать старая истина: кто предупрежден — тот вооружен. Будучи предупрежденным об опасностях сектантства, ваш ребенок будет осторожен в контактах с незнакомцами и не купится на приманки «добрых людей». А родители, будучи предупрежденными, проявят максимум внимания и понимания к своему ребенку с самого начала, чем не допустят поисков тепла, приятия и смысла жизни ребенком на стороне.