Еще одно новшество: государство так резко отделило себя от своих же граждан, которым разрешило легально себя гробить, что теперь люди, имеющие дурную, но обычную, самую банальную привычку курения, вынуждены делать это или на улицах, или дома, если таковой у них в Амстердаме есть. Одним словом, если вы видите кафе, в котором курят, это явно не то кафе, в которое вам нужно.
Категорически не хочется писать о вещах, которые создают Амстердаму определенную славу. Вообще, создается впечатление, что легализация определенных пороков и видов деятельности мало сказывается на настоящей жизни города. Не похож город на Содом и Гоморру, на которые необходимо срочно обрушивать громы гнева. Даже в секс-шопы там заходят не поглазеть, а деловито, точно зная, что и зачем. Как домохозяйка, которая определенно знает, чего ей не хватает для ужина (перчика, головки чеснока, пучка зелени, ванили).
Кстати, детям там разрешено подрабатывать: с 13 лет развозить газеты, с 15 — разносить еду. К этому можно по-разному относиться, но, представляется, что, если у ребенка есть выбор — подработать или обкуриться марихуаной — все же предпочтение будет отдано первому. Более того: не гнушаются работой и молодые люди, которые, вроде бы, и не должны нуждаться в деньгах.
Один из портье в гостинице, нидерландский гражданин родом из Ставропольского края, рассказал, что он сын преуспевающих родителей, руководителей крупной фирмы, в Голландии уже 15 лет, учится в университете, подрабатывает в крупной американской компании и — в качестве портье! На вопрос — почему, зачем? — ответил, что интересно общаться с людьми, что, если бы не сегодняшняя работа, то посидел бы часок с друзьями в баре, а так получилось даже и по-русски поговорить, вспомнить родной язык. Думается, что впереди у Станислава блестящее будущее.
Кстати, русскую речь в центре можно услышать где-то раз в полчаса-час. И русский турист или бизнесмен уже мало чем отличается от прочих, наводнивших Амстердам, туристов. Иной раз и не догадаешься. Решив для ясности определять «местных» как владельцев бесконечных велосипедов, а «пришлых» — как просто гуляющих, можно и ошибиться. Во всяком случае, пришлось разок удивиться, услышав от весьма пожилой пары на велосипедах родную речь.
Амстердам создан, конечно, для пеших прогулок. Для тех, кто живет или бывал в Питере, в амстердамских каналах, может, и нет ничего удивительного, но тем интереснее сравнить. Можно совершить и традиционную прогулку на катере или лодке.
Музейная жизнь тоже кипит, хотя главный Национальный музей закрыт уже не первый год. Но самый посещаемый — музей Ван Гога — работает. Оттуда, кстати, можно бесплатно послать видеописьмо на два адреса, просто подходишь к камере, наговариваешь, что в голову приходит, например, как соскучился, и отсылаешь. А подходить можно столько, сколько хочется, или столько, сколько есть адресатов, желающих вас увидеть «живьем».
Наиболее любопытные могут посетить и не столь известные музеи, но вряд ли там можно обогатиться чем-то для себя новым и интересным.
А лучше всего — просто гулять, гулять и гулять…