С точки зрения Библии — все просто. Речь — божий дар, множество языков — проклятье. Не возьмись люди за строительство Вавилонской башни, кто знает, может, до сих пор понимали бы друг друга.
Совсем иное мнение бытует среди австралийских аборигенов. Не имея ни малейшего представления о Библии, они воздали хвалу божественным решениям. В местных преданиях утверждается, что многообразие языков вовсе не проклятие, а благо.
Дело обстояло так. Много лет назад все люди прекрасно общались на едином наречии, хоть и жили по разным племенам. Однажды старейшины на общем сходе договорились разрешить мужчинам искать себе жен среди соседей. Здравое решение принималось демократическим большинством, но понравилось не всем.
В ходе кулуарных бесед и противники, и сторонники межплеменных браков, разобравшись «по фракциям» высказывали обидные мнения о противоположном лагере. Но так как все происходило в одном месте и обсуждалось на одном языке, то все слышали и понимали всех.
Слово за слово — разразился грандиозный скандал, за которым последовала ужасная драка. Многие пали в этой схватке и «делегаты» разошлись по домам в ненависти. А чтобы не допускать подобных безобразий в будущем, договорились придумать каждому племени свой язык. Соплеменники получили возможность беседовать, не опасаясь за утечку информации.
Современные научные теории не отвергают теорию существования общего языка. По версии некоторых ученых родиной его был Тибет и бассейны великих китайских рек Янцзы и Хуанхэ.
Носители древнего языка расселились по всему миру, но общие корни остались во многих наречиях. Различия возникали между языками из-за обобщенности и территориальной отдаленности племен. Чем ближе они были друг к другу, тем больше общего осталось в их языках.
Совершенно противоположного мнения придерживался русский ученый Николай Марр. Судьба его теории интересна и драматична. Обласканный и вознесенный на вершины научного олимпа советской властью ученый ею же был объявлен шарлатаном, и низвергнут с пьедестала.
По мнению Марра развитие языков идет в направлении от множества к единству. Другими словами все они, даже отдельные диалекты возникли самостоятельно, и никакого родства между ними нет, а схожесть объясняется взаимопроникновением и скрещиванием.
Удачно увязав скорость развития языка с интенсивностью классовой борьбы, Николай Яковлевич нашел поддержку в высших эшелонах власти, был награжден орденом Ленина. С оппонентами поступали в духе того времени, многим пришлось познакомиться с лагерным методом строительства развитой советской экономики на просторах огромной страны.
Конец идиллии положил лично Сталин. В 1950-м резкая критика марризма вождем народов подытожила организованную «Правдой» лингвистическую дискуссию.
Благо или проклятие языковое многообразие? Вряд ли можно дать однозначный ответ. Любой из них можно подтвердить многими исследованиями и фактами. Но это — тема уже для другой статьи.
Удачи и взаимопонимания.