Для смазки пользовались растительными и животными жирами, они же горели в светильниках, использовались для изготовления косметики.
Из древесных смол получали дёготь и скипидар, от крупных морских животных — ворвань, от некоторых видов быков и оленей — мускус.
Применение сбитого из коровьего молока масла тоже не ограничивалось намазыванием его на хлеб, а в случае чего масло можно было сбить и из молока других животных.
В общем, сырья и топлива человечеству и так вполне хватало.
Но в тех районах, где из-под земли пробивалась нефть, люди быстро обнаружили её горючие свойства. Они начали деревянными чашками черпать её, наливать в кувшины, а потом зажигать и таким образом освещать и отапливать свои жилища. С неприятным запахом мирились ввиду недостатка в тех краях растительного топлива, то есть дров, правда, пищу на нефти готовить избегали, чтобы не провоняла.
Иногда нефть вытекала на поверхность вместе с водой, смешиваясь с ней в лесных источниках. Североамериканские индейцы знали о таких источниках и тряпками собирали нефть с их поверхности, а потом выжимали в кувшин. Этот способ позаимствовали у них бледнолицые переселенцы, а уж затем научились получать из нефти минеральное масло, а также керосин, больше подходивший для сжигания в лампах.
Побочным продуктом переработки нефти являлся бензин — люди просто не знали, куда его девать. Потом оказалось, что он хорошо счищает жирные пятна с одежды, а затем была запатентована бензиновая зажигалка, очень приглянувшаяся ковбоям — она не гасла на сильном ветру и под дождём.
В общем, человечество вошло во вкус потребления нефти, и ему уже не хватало той нефти, что сама выходила наружу из-под земли, не было времени искать новые нефтяные источники и тем более собирать нефть тряпками. Кое-кто понял, что в местах, где встречаются нефтяные источники, под землёй находятся залежи нефти, пробовали копать там, но нефть уходила в землю, просачиваясь сквозь грунт. Тогда решили рыть нефтяные колодцы, бурить скважины. Делали это на песчаных и суглинистых почвах. Раньше это были пустынные местности, не пригодные для земледелия и скотоводства, и люди там почти не селились. Теперь же там вовсю шли разработки.
Поначалу были неудачи. Если и получалось пробить скважину до нефтеносного слоя, нефть не хотела идти по ней вверх. Не черпать же её ведром на верёвке!
Но как-то один из нефтедобытчиков, уже будучи по уши в долгах, постоял над очередной скважиной, махнул рукой, да и пошёл спать. Утром в скважину, проходя мимо, заглянул его сын — а она оказалась доверху полна нефти.
И добыча пошла вовсю. Нефть оказалось высасывать из-под земли так же легко, как содовую через соломинку. Кто-то бурил землю ручным буром с двумя рукоятками, кто-то пробивал гигантским подобием долота, приводимым паровой лебёдкой.
В конце XIX века появились автомобили, с ростом их популярности уровень добычи нефти резко пошёл вверх. В тот же период Китай и другие отсталые страны вовсю жгли керосин, являясь, таким образом, важными рынками сбыта для Стэндард Ойл Компани и других «акул капитализма».
Вскоре нашлось применение и другим побочным продуктам переработки нефти — вазелинам, парафинам. Нефть стала не только основным видом горючего, но и важнейшим химическим сырьём. Однако в настоящее время всерьёз стоит проблема её дефицита, так что необходимо вести интенсивный поиск других источников энергии и сырья.