Почему журналистов не любят? Часть 2

Реклама

Шлепать то, что скажут

Учил как-то меня один знаток — задача журналиста проблему показать, не склоняясь к той или иной точке зрения. Согласен. Да только не работает в нашей стране такой принцип. Возьмем в руки газету пророссийскую — и националистическую. Описывают одно и то же событие. Но как описывают! Что называется, найди десять отличий.

К примеру, можно написать так:
«Грузины обстреляли поселок Х». И это правильная новость. Но это — в чистом виде новость. И она бессмысленна с позиции современной журналистики. Нужно в головы читателям вставить, впихнуть то, что нужно.

«Грузины нанесли несколько массированных ударов по деревне, в которой нет и никогда не было отрядов сопротивления». Видите, какие гадкие грузины? Мирных жителей обстреляли. Добавим сюда «по некоторым источникам, погибло около 200 человек, половина — женщины и дети». Совсем плохие грузины.

Реклама

Теперь напишем так:
«Грузинские войска в ответ на непрекращающиеся обстрелы со стороны деревни Х, были вынуждены открыть ответный огонь. Боевики отступили». Оказывается, в мирной деревеньке боевики сидели! А грузины совсем неплохие ребята. В ответ стреляли. А может, и не в ответ. Но «по некоторым источникам, деревня Х — сердцевина мировой оси зла».
Это — обычная манипуляция сознанием.

Американцы в 2005 году расстреляли в иракской Хадите 24 человека (включая 3-летнего ребенка). Хладнокровно ходили по домам и расстреливали. В упор. А отчет появился — «в результате взрыва бомбы боевиков» погибло столько-то и столько-то людей.

Пронюхали журналисты. Разыгрался скандал. Писали тогда жестко, называя убийство — убийством. Прошло три года. Журналистам дали некоторые суммы, и статьи стали выходить более мягкие. Типа, вот, синдром какой у солдат американских, разнесчастные они какие. Бедолаги, совсем нервы ни к черту.

Реклама

Итог — пожалели бедняжек, женщин и детей расстреливавших. Всех отпустили восвояси. Хорошо еще, не наградили за подвиг такой…

Если американцы на такое идут, то что уж говорить о наших, вечно голодных трудяг клавиатуры? Наши продаться готовы за суммы просто смешные. А потом обижаются, что их с проститутками сравнивают. А с кем же сравнивать?

Поехал некий журналистишка в городок маленький, где страсти немаленькие разгорелись перед выборами. Пообщался там с одной из конфликтующих сторон. А на следующий день позвонил другой стороне, и предложил не публиковать написанный материал за сумму, равную стоимости трех обедов в Макдоналдс.

А за сумму, равную пяти обедам в Макдоналдс, журналист готов был написать статью с прямо противоположными выводами. Дайте денег — напишу, как хотите. Дайте денег, а я сделаю вам приятно. Это не принцип проститутки? Мне фамилию этого вымогателя чизбургеров сказали — я не поверил просто! Ведь пишет все — о справедливости, о национальных принципах, о чести…

Реклама

Покажите мне хоть одно по-настоящему независимое журналистское расследование по поводу мало-мальски резонансного события. Все «подмазывается», все — «загревается».

Сбил обалдевший от безнаказанности урод человека. Все газеты запестрили заголовками. Прошла неделя. Тишина. На рты платки накинули из дензнаков сплетенные.

Знаете, какой современный принцип журналистики? Писать о том, от чего выворачивает. О мерзком. Достижений великих не надо. Они плохо продаются. Нужна — грязь, нужны педофилы, изнасилования, психические отклонения. Если отец дочь свою к оральному сексу принуждал — это то, что надо. Об этом писать надо, кричать, орать, слюнями исходя.

Если украинский хирург провел уникальную операцию — об этом вскользь можно, где-то между разворотом о некрофилах и заметкой о самосожжении.

Реклама

Им нет дела до того, что у вас болит. Их не интересуют ваши слезы, ваше горе. Вернее — интересуют, но в несколько ином ракурсе. Не в общечеловеческом, а в общежурналистском.

Потому что нужно ваше горе уметь хорошо «подать», ваши слезы необходимо аккуратно собрать, и выплеснуть на экраны телевизионные, смочить слезами страницы газеты, побрызгать слезами многострадальные уши радиослушателей.

Они будут лезть в вашу проблему, втискиваться со своими камерами и диктофонами в ваше горе. Не снимая грязных штиблет, пройдутся по душе и вывернут наизнанку перед всем миром.

Они знают, что их опасаются. Им отлично известно, что способна натворить одна статья. Они задают вопросы на пресс-конференциях, забросив ногу на ногу. Выставив на всеобщее обозрение драные носки. Они в себе уверены. Потому что они — четвертая власть. Они формируют общественное мнение.

Вернее, общественное мнение формируют их руками те, кто платит.

Потому их не любят. Потому НАС, журналистов, терпеть не могут. И любовь народная не придет к нам никогда. Потому что современный журналист — это такая порода. Тявкающая очень громко, но моментально загоняемая под диван одним движением тапочка хозяина…

Реклама