По официальной советской версии, в переименовании было увековечено имя красноармейца, погибшего при подавлении того самого мятежа. Местные жители, правда, рассказывают другую историю. Семья Тутаевых переехала сюда из соседней Тверской губернии и быстро прославилась буйством нравов.
В 1918 г. 18-летний юноша из этой семьи записался в небольшой отряд добровольцев, отправлявшихся на подмогу Советской власти в губернский центр. До места назначения это формирование не добралось. Остановились на ночевку в маленькой деревеньке, и там молодой боец отлучился от товарищей и где-то раздобыл белогвардейскую форму. Решив покрасоваться, переоделся и вернулся к костру.
Но его приняли за врага и застрелили…
Памятник Тутаеву стоит посреди клумбы в центре «Парка советского периода». Это небольшая аллейка, спускающаяся от главной площади к улице, на которой расположен местный музей. Парк только начал обрастать экспонатами. В уголке стоит автомобиль «Победа», по обеим сторонам пешеходной дорожки -гипсовые пионеры, мальчик и девочка.
В нижнем уголке сквера, за клумбой с Тутаевым, на который смотришь, задрав голову, можно, опустив ее, увидеть еще одно гипсовое изображение. Экскурсовод считает, что в нем без труда узнаваемо лицо
Музей милый. В нем мало места, но обустроен с трогательной любовью. Чучела знаменитых романовских овец в загончике, краснощекая кукла в человеческий рост на лавке, валенки, самовары, фрагменты купеческого быта, — на все это смотришь с удовольствием. К тому же чувствуешь благодарность к бескорыстным музейщикам, не требующим платы за фотосъемку. А продавцы в крохотном магазинчике сувениров, судя по всему, мама с дочкой, так просты, так искренне приветливы, и так задорно хохочут над шутками, что приобретения в нем становятся памятью не только о городе, но и о них.
Дивные храмы стоят в Романове-Борисоглебске-Тутаеве. Один из них, Воскресенский, знаменит огромной чудотворной иконой Спаса. Под ней можно пролезть (через специальный лаз в постаменте) любому, кто захочет снять грехи. Если комплекция позволит, конечно.
Тутаевцы гордятся, что в него то и дело наведываются космонавты. Это, впрочем, неудивительно: поблизости родина Валентины Николаевой-Терешковой. Один из героев космоса, правда, огорчил здешних бабушек, которых впервые за всю историю храма попросили его покинуть в связи с его венчанием.
При входе в церковь для женщин специально собраны в коробки не только платки, но и юбки на завязках, дабы не нарушать обычаев. Находчивые дамы, которым не хватает, чем прикрыть брюки, обвязываются платками. Бутыли для святой воды, заботливо заготовленные прихожанками, быстро кончаются, так что если соберетесь, лучше запастись собственной. Вам, конечно, постараются помочь, но это может занять много времени.
Чтобы добраться до других храмов, надо переправиться через Волгу. Это можно сделать либо на лодке, либо на пароме. Моста нет, строительство его признано нерентабельным, теперь вот рассматривается проект канатной дороги для соединения двух берегов: город-то там и там.
Лодочники на частном извозе работают споро и как-то весело, с огоньком, перевозя по трое пассажиров туда-сюда, но очередь из нескольких человек все же не убывает: подходят новые и новые желающие переправиться.
Другой транспортной особенностью являются сухопутные перевозки. По городу беспрестанно снуют такси, грузовики встречаются гораздо реже, а автобусов нет совсем. Машины лихо взбираются на большую гору, в шумахерском стиле гоняют по горизонтальной трассе и лишь на спуске проявляют относительную осторожность.
А еще, если вы приедете сюда на теплоходе, местные ряженые встретят не только хлебом-солью, но и частушками на манер «Ярославских ребят», слава которых когда-то гремела по всей стране. Провожать таким же образом не станут, но у вас уже будет столько приятных впечатлений, что это, пожалуй, и лишнее.