В Беларуси, как и в других странах СНГ, проблема бытового алкоголизма стоит чрезвычайно остро. Здесь, как и в России, деревня тихо спивается. Самое страшное, когда систематически начинает «употреблять» молодёжь. Согласно статистике, в Беларуси потребляют в год по 9,4 литра чистого алкоголя (почти 60 бутылок водки) — на каждого, включая младенцев. И вот, представьте себе, на этом фоне в белорусской глубинке вдруг появляется деревня трезвенников. Деревню эту в Беларуси знают практически все, имя её Мосар. Да и появилась она, на самом деле, не вдруг и не сама собой.
Когда в 1988 году сюда приехал и принял приход ксёндз Йозас Булька, в Мосаре пили безбожно. Как говорится, и на свадьбах, и на поминках. Да ещё находились для этого и менее важные поводы, практически каждый день. Например, хорошо потрудился, а вечерком выпил «с устатку», или ещё хуже: мужик запил и «керосинит» с утра до вечера. И ничего ему не надо — ни дома, ни жены, ни детей.
Булька сделал всё, чтобы со временем этому безобразию был положен конец. Возглавив костёл Святой Анны, ксёндз начал с расчистки мусора. Затем начал приводить в порядок окружающую территорию. На всё были нужны деньги. Первый значительный вклад Булька сделал, продав свою квартиру в Вильнюсе и потратив все деньги на благоустройство костёла и окрестностей. Этот шаг заставил местное население зауважать немолодого священника.
Здесь необходимо пояснить, что Мосар расположен в западной части Беларуси. Территория долгое время находилась под Польшей и в 1939 году стала частью СССР. Поэтому исторически сложилось так, что в этом регионе многие местные храмы — костёлы, которые мирно соседствуют с православными храмами, расположенными в бывших костёлах. Ныне в католическом приходе Мосара около 600 человек. А самому костёлу Святой Анны уже более 200 лет.
Йозас Булька рассказал, что мечтал стать ксёндзом с двенадцати лет. Но жизнь распорядилась по-другому. Молодым человеком он поступает в сельско-хозяйственный техникум. Успешно учится, но за систематичекие посещения костёла его отчисляют из техникума. Йозас поступает рабочим на Вильнюсский завод электросчетчиков, там он создает сначала заводской клуб трезвости, а затем организует и городской. Был активным донором. Он вообще был бы примером образцового советского парня, если бы не был глубоко религиозным человеком. Мечту детства стать священником он не оставил и заочно учился много лет в Польше. В шестьдесят лет он принимает сан католического священника. Уже пенсионер, но жизнь только начинается!
Мосарский ксёндз начал с создания дендропарка, который ныне окружает костёл и продолжает расширяться во все стороны. Некоторые жители сразу, другие — позднее, все помогают ухаживать за парком. Территорию поделили на участки и закрепили за прихожанами. И теперь они стараются друг перед другом, у кого красивее.
Ксёндз рассуждает так: «Народ красоту любит. Невозможно, чтобы у церкви, костела росли бурьян и крапива. Когда вокруг красиво, человек даже чувствует себя по-другому, ему на душе радостнее. Красота очищает и делает добрее». Очень перекликается с мыслью великого писателя, что красота спасёт мир. И действительно, окружающая людей красота ведёт заблудшие души к Богу, многим помогает в конечном счёте избавиться от алкогольной зависимости.
Немало лет прошло, прежде чем местному священнику удалось совершить невероятное — отвадить всех пьяниц от регулярного употребления спиртного. Поначалу мосарские бражники приняли настоятеля в штыки. Идея бросить пить их совершенно не грела. Но Йозас Булька, который смолоду боролся с алкоголизмом, не сдавался. Он настойчиво пропагандировал трезвый образ жизни и «использовал» своё служебное положение, ясно представляя себе конечную цель своей борьбы.
В самом начале своей деятельности, когда в деревне редко кто был трезвым, ксёндз Булька отказывался читать прощальную молитву над успопшим, когда тот отправлялся в мир иной на пьяную голову. Он постепенно добился того, чтобы в Мосаре перестали гнать самогон, торговать им «из-под полы», а на поминках не поднимали чарки.
Пришлось ксендзу ставить местным любителям водки ультиматум: «Если не будет алкоголя, я буду отпевать покойника по всем обрядам. Если пить будете — даже не просите!» Деревня про себя посмеялась, и для очередных поминок как обычно отоварилась водкой. Ксёндз служить не пошел, а люди в первый раз призадумались.
А по-настоящему серьезно к сухому закону в Мосаре стали относиться после одного случая. Попросили как-то ксёндза прийти в дом отпеть одного покойника. Клялись-божились — спиртного не будет. Ксёндз как положено службу отслужил, а потом хозяйка проговорилась, что водка всё-таки куплена. Говорят, что таким сердитым пана Йозаса тут никогда не видели. Вынесли водку на улицу, и ксёндз лично на глазах у всей деревни разбил сорок заготовленных для поминок бутылок с водкой. Это был поступок большого Человека.
Однако ксёндз Булька не диктатор. Он мудрый пожилой человек и настоящий лидер местной общественной жизни. «На свадьбе поднять келих не грех, на свадьбе вино помогает веселью, — говорит отец Йозас, — но запоем у нас не пьют, пьяными не валяются, похмельными на работу не ходят».
Настоятель костела Святой Анны, ксёндз Йозас Булька, стал первым в Беларуси священнослужителем католической церкви, которому вручена государственная награда «За духовное возрождение» за 2004 год. Награду вручал лично
И что же теперь в Мосаре пьют? — спрашиваю местных жителей. Водичку, — отвечают с улыбкой, — из святой целебной кринички.