Почему попса задавила современное искусство?

Реклама
Грандмастер

Данный вопрос занимает меня давно: почему при имеющихся буквально в каждой стране мира столь высоких стандартах культуры в последние десятилетия наша цивилизация буквально захлестнута попсой, и приставка ПОП прилагаема теперь буквально ко всему — от музыки до эзотерики, как метко выразилась одна наша коллега по Школе жизни.

Почему же так случилось? Моя версия проста: искусство добровольно сдало позиции, объявив себя высоким и недоступным для понимания «обывателя» — то есть, практически любого обычного человека.

Современное высокое искусство — это такая хитрая зачастую штука, что для его понимания необходимо как минимум прослушать пару лекций об Искусстве — прошу прощения за тавтологию. То есть, без вводной информации — не проникнуться никак: искусство стало сродни астрономии и физике, без подготовки его не понять.

Реклама

Однако физики отчего-то не фыркают на всех не-физиков, что они-де в чем-то ущербны, раз не понимают очевидного. А вот люди искусства почему-то нередко позволяют себе высказывать мнение, что те, кто не понимает определенного вида творчества, просто «не доросли» и слишком невежественны для таких тонких движений души.

А может быть, все несколько иначе? Может, искусство все же стоило оставить той частью человеческих достижений, которые не должны нуждаться непременно в переводчиках и толмачах? Подозреваю, что выражаюсь туманно, поэтому попробую проиллюстрировать свои слова конкретными примерами: древнегреческие скульптуры, скульптуры Микеланджело; полотна Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Леонардо, Гейнсборо, Рейнолдса, Констебла, Франсиска де Гойи — ЭТО искусство нуждается ли в переводе?

Реклама

А теперь задумаемся, легко ли понять без объяснений произведение из ряда «Черного квадрата» Малевича. Да, в этой вещи есть своя логика и свой смысл. Но без комментариев их не понять никак. Особенно без комментариев самого автора… Плюс фокус в том, что очень интересно и захватывающе это — следить за полетом авторской фантазии. А вот полюбить ЭТО куда сложнее… Если вообще возможно.

Я допускаю, что в наше время есть искусство массовое и искусство «не для всех», так сказать. И что искусство для избранных могут понять именно избранные и подготовленные. Но почему тогда «Рождение Венеры» понимают ВСЕ и без комментариев? Разве потому, что эта вещь — так уж проста, как 5 копеек, неужели ширпотреб, искусство «для масс», как модно сейчас говорить?

Реклама

Я привела примеры из живописи, но то же самое можно проиллюстрировать и примерами из литературы, и примерами из музыки…

Искусство на уровне высшей математики — примета нашего времени. Приблизительно с начала 20 века искусство пошло по пути, который я бы условно назвала «Искусство от головы». В противоположность «Искусству от сердца», «Искусству от души». И это уже совсем другое искусство…

И более того, на мой взгляд, искусство — начиная с того же периода — это уже не просто «Искусство от головы». Оно в большинстве своем только ДЛЯ ГОЛОВЫ. Душа и сердце — отдыхают.

Однако свято место пусто не бывает, и в образовавшуюся брешь хлынули всевозможные заменители. И имеем мы в итоге уже не культуру, а поп-культуру: поп-арт, поп-музыку и поп-литературу… А мэтры искусства в это время проводят фестивали «кино не для всех», «живопись для избранных» — и страшно далеки они от народа, укрыв как свои блестящие работы, так и свое самолюбие за броней снобизма и философии избранности.

Реклама