Вопрос этот спорный. Несмотря на распространенность подобного мнения, дело, на мой взгляд, не в степени изменений, а векторе направления этих изменений.
Большинство людей воспринимают любую власть как увеличение ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Тогда власть затягивает и человек в итоге меняется, становится все более зависимым от власти, вплоть до рабства, когда он ради сохранения этой самой власти идет на любое преступление.
Редкое же меньшинство, которое понимает власть как увеличение ОТВЕТСТВЕННОСТИ, выдерживает это самое испытание с честью и остается СВОБОДНЫМ. Для таких людей власть — это, прежде всего, возможность делать больше не для себя, а для других.
Причем особенно явственно власть меняет личность в случае наличия в человеке гнильцы. Хорошего человека маленькая власть практически не изменит — просто добавится обязанностей. А вот те, у кого «комплекс маленького человечка», те любую возможность стать даже на ступеньку выше воспринимают как возможность наступить кому-то на голову. Это, действительно, пробный камень.
Особенно власть опасна возможностью карать. И наличие альтернативы — карать или миловать — тоже сложная вещь. Держать в руках чужую судьбу — заманчиво, и если человек входит во вкус — дело плохо.
Что движет людьми, стремящимися к власти?
Теми, кто сознательно к ней стремится, движет, как правило, честолюбие и амбиции, а частенько еще и желание наживы, «кормушки». Редко кто стремится к власти, чтобы «сделать мир лучше». А даже если такое и случается, то не всегда их представления совпадают с мнением большинства и, что страшнее, с объективной реальностью. Тогда начинается ломка и репрессии, «не умеете — научим, не хотите — заставим», счастье силком… Как в страшном по сути, но шуточном по форме стихотворении:
«Было это где-то, или кто соврал…
Кто-то очень ДОБРЫЙ злого повстречал,
и из пулемета — жах его, кАзла!
Вот оно, добро-то — посильнее зла!»
Но даже таких горе-идеалистов все же считанные проценты в сравнении с теми, кто просто хочет «построить коммунизм в отдельно взятой семье — то есть в своей». А есть еще отдельная группа стремящихся к власти просто с патологической страстью… Власть ради самоутверждения, власть как единственный видимый личностью способ самореализации: о Наполеоне знают все.
Как же глубоко и быстро меняет власть людей, и обратим ли этот процесс?
Власть меняет в той степени, в какой она значима для самого человека. Если власть для него — это все, то изменения будут радикальными. Но самые страшные процессы порой происходят не тогда, когда человек добился власти, а когда он ее внезапно лишился. Бывает жуткая ломка, и личность действительно меняется разительно, особенно, если власть была очень значимой величиной в шкале его ценностей.
Бывают ли случаи, когда власть меняла человека в лучшую сторону?
Оказывается, бывают. Знаю одного оболтуса, который все же решился стать самостоятельным и занялся собственным бизнесом. И человека как подменили: и ответственность появилась, и пунктуальность, и обязательность, и вообще товарищ ощутимо «повзрослел». Он и до этого был парнем способным, даже одаренным, но был такой «большой ребенок», а тут — власть мобилизовала. Но такая модель, увы, встречается реже, чем-то, что мы подразумеваем, говоря «власть портит».
А вот отсутствие стремления к власти — это хорошо?
Тоже — как сказать… С одной стороны, плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. С другой — не всем же быть генералами, если все будут командовать, кто же будет работать? Словом, все должно быть адекватно: если у человека объективно есть предпосылки быть руководителем — его стремление к власти нормально и закономерно; если нет, но хочется — это то, что называется «нездоровыми амбициями».
Могут ли близкие помочь пройти это испытание с честью?
Не всегда. Порой как раз близкие начинают человека «подтачивать». Вот муж занял руководящую должность, и жена, вместо того, чтобы дать ему возможность укрепить свои позиции, наладить процессы на работе, начинает с него жилы тянуть: «Милый, раз ты теперь начальник, нам надо бы это, и то, и еще то…, чтоб соответствовать!» И начинает руководитель не работой заниматься, а взятки брать, чтобы «соответствовать», потому что ночная кукушка дневную всегда перекукует…
Каким же образом можно уберечься от деформации? Да просто не воспринимать себя слишком всерьез. С юмором себе относиться — это единственная вакцина от глупости и чванства.