Чествуя холостяцкую жизнь и плотские радости, Овидий попадает в немилость к властям. Император Август высылает его из Рима на Эвксийский Понт, то есть на берега Чёрного моря.
Вообще, причин для ссылки было несколько. Во-первых, его творение «Наука любви». Позже автор пытается объяснить, что поэма была написана исключительно для «публичных жён», и создает произведение в противовес первому — «Лекарство от любви», в котором даёт рекомендации по усмирению чувств. Однако реабилитироваться в глазах императора ему не удаётся.
Также Овидий мог быть свидетелем дворцовых интриг — эта другая возможная причина гнева Августа. Сам поэт говорит, что грех его лишь в том, что у него были глаза. В итоге точные причины ссылки остаются до конца невыясненными.
А в 9 году н.э. Овидий был отправлен на берега Чёрного моря в город Томы. Чтобы добраться до места ссылки, осужденному пришлось выдержать путешествие по морю, которое длилось около года. Для пожилого человека, привыкшего к дворцовой роскоши, это стало серьёзным испытанием. Будучи образованнейшим человеком своего времени, он страдал без книг, без общения с друзьями, которых осталось совсем мало.
«Если ты счастлив и богат, то в друзьях недостатка не будет.
А коли нагрянет беда, станешь тогда одинок…»
Через год изнурительного путешествия Овидий прибыл в Томы. Что это был за город? Располагался он на самом дальнем рубеже Римской империи — провинция Дакия.
«Изнемогая, лежу за пределами стран и народов» — писал Овидий.
Кстати, о народе. На территории города жили геты (греки), говорившие на своеобразном наречии греческого. Овидий владел литературным греческим языком, но, несмотря на это, он практически не понимал речи местного населения. Чуждым, варварским и диким представлялось всё кругом.
«Здесь всё враждебно человеку, и воздух, и вода, и земля… Все четыре времени года, одно хуже другого, море замерзает, источники солоны, степь, как море»
Кроме того, Томы граничили с «дикой страной сарматов», совершавших частые набеги на город. Так престарелый поэт, никогда не занимавшийся военным делом на родине, здесь был вынужден взяться за оружие.
До последнего момента ссыльного не покидала надежда увидеть свою Италию. У Пушкина в «Цыганах» один из героев повествует о некоем старце, прототипом которого считают Овидия.
«Он ждал: придёт ли избавленье —
И всё, несчастный, тосковал,
Бродя по берегам Дуная,
Да горьки слёзы проливал,
Свой дальний град воспоминая…»
Но надежды на возвращение рухнули с вестью о приходе к власти Тиберия. (Овидий в своё время заявлял, что тот не может быть законным наследником Августа).
И только с этого момента поэт начинает изучать язык чуждого для себя народа, становится более терпимым к местному населению. В четвёртой книге «Посланий с Понта» Овидий признаёт почтительное отношение гетов к себе.
«В горькой моей судьбе вы меня обласкали, согрели…
Даже родной мой Сульмон не был так добр ко мне…»
Жители Том полностью признавали талант и поэтический дар Овидия, провозгласили его почётным гражданином города, освободили от всех налогов. В 1887 году скульптор Етторе Феррари создал памятник Овидию, который располагается в центре площади, названной в честь поэта. Несчастный ссыльный и по сей день считается покровителем города.
Интересно то, что такой «холодный и мрачный» город Томы — это современная Констанца (Румыния) — курортный город с климатом, близким Сочи. Вот так бедный Овидий испытал на себе, что такое «наше северное лето — карикатура южных зим».
И всё-таки ещё раз убеждаешься: тепло души гораздо сильнее холода северного ветра.