Дедушка нашего Михо (как он любит себя называть) офицерствовал в НКВД/КГБ, мать — профессор истории, отчим — тоже профессор, но по части физиологии. С отчимом, не медлившим в раздаче оплеух, отношения были натянутыми. Среди родни никак нельзя обойти дядю — влиятельного чиновника республиканского МИДа, а затем — сотрудника штаб-квартиры ООН (Нью-Йорк).
В детстве будущий президент частенько был бит сверстниками, дружба с ними не ладилась, на современном тинейджерском сленге он бы именовался «ботаником». Дефицит общения компенсировал с помощью двух младших сводных братьев, руководя ими на правах старшего.
Окончил престижную школу № 51 круглым отличником. Правда, к этому моменту успел оскандалиться настолько, что был вместе с приятелями выпорот отцами подружек, коих снимал в любительском кино в интересных позах, а потом устраивал платные просмотры, в чем и был уличен.
Кстати, Михо в период юношеского увлечения кинобизнесом написал сценарий римейка к итальянскому «Спруту», в котором, в отличие от оригинального сюжета, речь шла о соперничестве двух мафиозных кланов (честный Каттани был изъят из действующих лиц), и сыграл там роль продажного Таразини. По его собственным словам,
Юноша, исключенный из бомонда родного Тбилиси, все же получил рекомендации парторганов и поступил в Киевский институт международных отношений. Но порнослед добрался до вуза, и первокурсника исключили из ВЛКСМ. Тогда это было клеймо, а потом оно стало предметом гордости «жертвы», представившей причину политической. По правилам тех лет вслед за исключением из комсомола предполагалось отчисление из института…
Но существовал и механизм, многажды опробованный в элитарной советской среде — «отмывание» биографии для «мальчиков-мажоров»: или на завод, или в армию. Михо заявил о желании стать защитником Отечества. Там, в Советской Армии, он вернул себе комсомольский билет и даже стал кандидатом в члены КПСС, служа… писарем в аэропорту «Борисполь». Говорят, за красивый почерк взяли.
А потом вернулся в вуз, по окончании которого его устроили работать юристом в Госкомитет Грузии по защите прав человека. Республика была переполнена бурными событиями и митингами. Первый опыт участия в них в качестве оратора закончился для героя рассказа плачевно: был освистан. Второй — и того хуже: побили.
Но тут снова выручил дядя Тимур, и Михо отправился учиться в страсбургский Институт по правам человека. Получив диплом, молодой человек удостоился стипендии Конгресса США на обучение в Колумбийском университете (Нью-Йорк), известном в качестве вербовочной базы США, где получил в 1994 г. степень магистра права.
В 1995-м Михаил Николозович защитил степень доктора наук в Университете Дж. Вашингтона, затем стажировался в Академии европейского права во Флоренции и в Гаагской академии международного права. Голландия для М. Сакаашвили — на особом счету, ибо по паспорту его супруга Сандра Рулофс является гражданкой Нидерландов, хоть и имеет восточно-европейские и семитские корни в лице родителей. После избрания М. Саакашвили в президенты Грузии она дала несколько интервью, в которых повторила:
Но это потом. А сначала Михо подвизался в Норвежском институте прав человека в Осло, откуда переселился в Нью-Йорк, к дяде, и устроился в юридическую фирму «Patterson, Belknap, Webb & Tyler», специализирующуюся на правообеспечении компаний в «рисковых» зонах мира и известную как «откатными» практиками, так и авантюрными мероприятиями. Из россиян самый давний клиент компании — В. Довгань, а сотрудничали с нею Б. Березовский, В. Гусинский
М. Саакашвили работал ассистентом у
По возвращении на родину поколесивший по свету Михаил Николозович был представлен президенту Шеварднадзе. Эту миссию выполнил З. Жвания, позднее погибший у себя дома от удушения угарным газом. Вскоре М. Саакашвили становится депутатом и даже главой пропрезидентской фракции в парламенте. В 2000 г. он уже министр юстиции. Но менее чем через год уходит в отставку, обвинив президента и членов правительства в коррупции. После этого избирается депутатом городского парламента Тбилиси, а в следующем году становится председателем законодательного собрания столицы Грузии.
И вот наступает звездный час: 26 ноября 2003 г. Михаил Николозович Саакашвили выдвинут от блоков «Национальное движение» и «Бурджанадзе-демократы» единым кандидатом на пост президента Грузии, а 4 января 2004 г. торжественно вступает в должность, имея голоса 95 процентов избирателей.
Остальное — на ваших глазах.