Осетия имеет древнюю историю. Когда-то территорию современной Южной Осетии населяли ираноязычные племена — предки современных осетин. Земли Южной Осетии в разное время были в составе различных племенных союзов северо-кавказских иранцев, но никогда не входили в грузинские государства. Грузинские князья неоднократно пытались установить свой контроль над территорией Южной Осетии, но всегда встречали вооруженный отпор. Набеги грузинских отрядов на эти земли были не редки. Не имея сил подчинить осетин, грузины грабили их села и угоняли скот, а захваченных людей продавали в рабство.
Ситуация изменилась в 1774 году когда Осетия, тогда еще не разделенная на Северную и Южную, вошла в состав Российской Империи. Но еще долгие годы горная (южная) часть Осетии оставалась вне реального контроля царской администрации, хотя и считалась владением России. В 1830 году военная экспедиция под командованием генерала Ренненкампфа окончательно установила господство России на этих землях. В 1843 году на территории современной Южной Осетии, тогда она находилась в составе Тифлисской губернии, был образован крупный Осетинский округ.
Интересно, что грузинские князья Мачабели и Эристави сразу же попытались сделать то, что ранее им не удавалось совершить силой оружия. Ими были заявлены претензии на осетинские земли. В этом деле даже пришлось разбираться Сенату и лично императору. Решение Сената было однозначным: «Грузинским князьям Мачабеловым отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами». Император изложил свое мнение более пространно: «Каково бы ни было решение высших судебных мест, трудно будет признать и привести в действие таковое в пользу князей Мачабеловых, поелику опытом дознано, что горные осетины никогда не будут без употребления военной силы исполнять следующие от них повинности и что, с другой стороны, нельзя же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо наряжать туда отряды и экспедиции».
Решением царского правительства южные осетины были переведены в разряд государственных крестьян, что исключало их зависимость от грузинских дворян и давало значительные привилегии. По сути, это был своеобразный прообраз будущей автономии Южной Осетии, обусловленный ее географическим положением и национальными особенностями населения.
Сразу же после распада Российской империи в 1917 году, Грузия попыталась силой захватить территорию Южной Осетии, что вызвало вооруженные выступления местного населения. Любопытно, что при развале империи Южная Осетия отказалась выходить из состава России и принимать участие в выборах в Грузинский парламент. В Осетии была провозглашена Советская республика. В мае 1920 года делегатами от 17 комитетов Южной Осетии был принят «Меморандум трудовой Южной
Тогда обстановка не позволила Российской Федерации оказать помощь осетинскому народу, и Грузия ввела в Южную Осетию войска. Осетины оказали им ожесточенное сопротивление, но силы были неравны, в боях погибло 15−18 тысяч человек. Отстоять свою землю осетины не смогли, и Грузия её аннексировала. При этом более 50 тысяч осетин бежали в Россию. По сути, это был геноцид осетинского народа.
На события в Осетии вынужден был отреагировать и Народный комиссар иностранных дел РСФСР Чичерин, направивший правительству Грузии ноту от 17 мая 1920 года, в которой говорилось: «…мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела…».
Нота не повлияла на ход событий, в отношении остававшихся на своей земле осетин начались репрессии, практиковались и массовые выселения. Обстановка не нормализовалась и после установления в Грузии советской власти. Было принято волевое решение о включении Южной Осетии в состав Грузии. Декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР 20 апреля 1922 года была создана Юго-Осетинская автономная область. Однако автономия была более номинальной, чем реальной. Представителей местного населения пытались не допускать на руководящие должности, поддерживался курс на ассимиляцию, людей даже иногда принуждали менять фамилии и указывать в паспортах национальность «грузин». В массовом порядке проводилась замена географических названий. В 1939 осетинская письменность, до того времени основывавшаяся на латинском алфавите, была переведена на грузинский алфавит. В осетинских школах началось преподавание на грузинском языке.
По инициативе грузинского руководства была даже придумана новая национальность, которая должна была подчеркнуть, что в Грузии проживают «свои» осетины, отличные от тех, что вошли в Россию в составе Северной Осетии. До начала 50-х годов прошлого века в паспортах можно было в графе «национальность» увидеть надпись «южный осетин». Грузинским руководством сознательно сдерживалось экономическое развитие Южной Осетии, которую стремились превратить в аграрно-сырьевой придаток Грузии. Все это не могло не сказаться на жизненном уровне населения, который был значительно ниже, чем в среднем по Грузинской ССР. Естественно, что это вызывало недовольство и даже отток населения из Южной Осетии.
Очередной виток противостояния начался в конце 80-х годов, когда в Грузии была принята Государственная программа развития грузинского языка, что привело к принудительному введению в Южной Осетии делопроизводства на грузинском языке. Пытаясь защитить права своего народа, в ноябре 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о повышении статуса автономной области до автономной республики в составе Грузинской ССР. Естественно, что Президиум Верховного Совета Грузинской ССР это решение отменил.
23 ноября 1989 года началось открытое противостояние. Столица Южной Осетии город Цхинвал был взят в кольцо блокады, которую проводили формально не связанные с правительством Грузии общественные организации. Согласитесь, что привезти несколько десятков тысяч человек, в том числе и вооруженных боевиков, к Цхинвалу без одобрения правительства было просто невозможно. В дальнейшем на уровне грузинского руководства была принята масса решений, серьезно усугубивших ситуацию. В ночь на 6 января 1991 года в столицу Южной Осетии вошли подразделения милиции и национальной гвардии Грузии, противостояние стало быстро перерастать в вооруженный конфликт, приведший к массовым жертвам среди мирного населения.
Кадры, которые мы сегодня видим с телеэкранов, могли быть показаны и в феврале 1992 года, когда грузинская артиллерия и бронетехника, расстреливали Цхинвал. Только тогда российские телеоператоры в местах боев на территории Южной Осетии были редкими гостями. Некоторые подробности событий того времени заставляют содрогнуться. 20 мая 1992 года на Зарской дороге грузинскими боевиками была расстреляна колонна машин, перевозивших беженцев из осажденного Цхинвала. Нападавшие стреляли в упор и прекрасно видели, кого убивают. Погибло 36 человек — женщин, стариков и детей, самому младшему было 11 лет. И подобных фактов немало.
Усилиями России тогда удалось прекратить массовое кровопролитие. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости. А 24 июня 1992 года в Сочи было подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (Северная и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. 14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.
Полтора десятилетия удавалось поддерживать в этом регионе хрупкий мир, и все это время Южная Осетия официально просила принять её в состав России. К настоящему времени подавляющая часть населения Южной Осетии является гражданами Российской Федерации.
К сожалению, война снова пришла в Южную Осетию, приведя к громадным разрушениям и массовой гибели людей, которых убивают только за то, что они хотят сами решать, в каком государстве им жить.