Постепенно работа наладилась. Я договорился с женщинами — коллегами из «Русской деревни», и они на территории деревни разбили целый огород: свекла, огурцы с помидорами, укроп с хреном. Я на бартерных началах в обмен на соления отоваривался хренком и укропом все лето.
Наступивший осенний дефицит укропа и листьев хрена я преодолел, привезя из Владивостока множество сушеного укропа и сухого «хренового порошка». Рынок сбыта расширил настолько, что еле успевал закрывать потребности пяти небольших и двух крупных ресторанов. Друзьям-китайцам, продавал солености по бросовым ценам: они активно делали мне рекламу, угощая многочисленных приятелей и знакомых. Но были и сложности.
Так в ресторане гостиницы «Глория» (по-китайски — «КайЛайПингуан»), расположенной прямо на набережной Сунгари, поварята постоянно выливали рассол из огурцов и они на второй-третий день, естественно, пропадали. Сколько я не ругался с руководством ресторана, со мной рассчитывались за проданные соленые огурцы минус испорченный и возвращенный мне же солено-огуречный товар. В другом ресторане тот же казус происходил с помидорами…
Определенные сложности вызывал и процесс транспортировки готовой продукции потребителю. Дело в том, что возил я продукцию в больших пищевых, красных, полиэтиленовых ведрах. Китайцы-паромщики (а точнее — катерщики) достали меня своими приставаниями! Покажи, что у тебя в «ТаХунПэйдз» (большом красном стакане) и все тут!
Я попервоначалу отбивался: мол, не ваше дело! Но обстановка накалялась. Их интерес перерос адекватные пределы. Они отказывали мне в провозе моего «багажа», требовали за переправу 5 юаней вместо двух. Наконец, они рано поутру просто встали стеной на своем дебаркадере и не пускали меня на катер. Я сдался. Показал и дал попробовать. Сначала кривились, а потом обложили меня, грешного, своеобразной данью. Через день я отдавал им килограммовый пакет со смесью своих солений. Инцидент был исчерпан.
А закончилось все тривиально просто. Паромную переправу через Сунгари в конце ноября закрыли. На зиму. Возить товар на автобусе было невыгодно. Пешком до остановки автобуса километра три. Да с двумя ведрами по 15−20 кило каждое. Да по осеннему ветерку. На такси — дорого! Всю мою прибыль это такси и съест! Ценники на овощи поползли вверх. Количество русских туристов (активных потребителей солений) на зиму сократилось. Близилась зима. Хотелось впасть в спячку…
Так или иначе, но «соленый бизнес» я забросил.
Оптимистическая нота в финале
С тех «огуречных» времен прошли уже почти два года, но до сих пор мой старший товарищ и очень уважаемый мною человек Николай Николаевич Заика, представляет меня своим друзьям следующим образом:
«Этот бородатый русский мужик хитрее любого китайца! Я родился в Харбине в 39-м году, видел многих хитрованов на своем веку, но чтобы китайцам продать их же огурцы и капусту, только соленые, и сохранить от них секрет рецептуры — это нужно суметь!». Спасибо, Николай Николаевич за добрые слова!
Кстати о секретах. Я солил капусту различными способами и путем проб и ошибок, после множества проведенных дегустаций и обычных застолий с китайцами понял, какой вид квашеной капусты им нравится больше всего! А это понимание — дорогого стоит. Я знаю, какую капусту они будут не просто пробовать, кривя физиономию, а с удовольствием есть за обе щеки порцию за порцией, тарелку за тарелкой!
Россияне! Не бойтесь конкуренции с иностранными производителями! Смелее выходите на западные и восточные рынки со своей продукцией. Уж если искушенные в пищевых изысках китайцы стали есть, а не пробовать нашу квашеную капусту, то своими космическими технологиями, прочими «ноу-хау» мы просто обязаны покорить весь мир!
Россия — вперед!