Радуга — это когда радость дугой выгнулась… Кстати, а почему бы и не радость, ведь небо опоясывается радугой-дугой чаще всего после мощных ливней. Вспомните: вспыхнет на свинцовой серости небосвода яркий поясок — и светлее на душе становится… Или мигнет задорно, запутавшись в брызгах фонтана, яркая фея.
Я с детства воспринимала радугу как нечто безусловно чудесное и обязательно позитивное. Всегда мечтала попасть в ту сказку, в которой героям можно по радуге не только бегать взапуски, но и сидеть на ней и «свесив ножки вниз, друг друга называть по имени». Правда, это уже не в детстве, но все равно приятно и мечтательно.
Помню, когда на школьных уроках физики дело дошло до спектра и такая волшебная в детстве радуга получилась простым преломлением солнечного света через призму, я даже расстроилась. И к чему, скажите на милость, скучный Декарт в далеком 1637 году научно обосновал математическую теорию радуги, а Ньютон на ее основе первым разложил «простым делением» свет на цвета?
А хуже всех, по моему детскому мнению, был астроном Эри. В 1836 году он переплюнул и Ньютона, и Декарта с их теориями и опытами, подведя феномен радуги под теорию дифракции света, тем самым лишив человечество возможности придумать очередную сказку. Какие там сказки, когда теперь понятно, и почему радуг бывает несколько, и зачем они разной ширины.
Элементарная теория радуги гласит:
«Обычно наблюдаемая радуга — это цветная дуга угловым радиусом 42°, видимая на фоне завесы ливневого дождя или полос падения дождя, часто не достигающих поверхности Земли. Радуга видна в стороне небосвода, противоположной Солнцу, и обязательно при Солнце, не закрытом облаками. Такие условия чаще всего создаются при выпадении летних ливневых дождей, называемых в народе „грибными“ дождями. Центром радуги является точка, диаметрально противоположная Солнцу, антисолярная точка. Внешняя дуга радуги красная, за нею идет оранжевая, желтая, зеленая дуги
Сколько радуг можно увидеть одновременно? Неискушенный наблюдатель видит обычно одну радугу, изредка две. Причем вторая радуга, концентрическая с первой, имеет угловой радиус около 50° и располагается над первой. Вторая радуга более широкая, блеклая, расположение цветов в ней обратное первой радуге: внешняя дуга у нее фиолетовая, а внутренняя — красная…»
Ох, уж эти ученые… Неужели обязательно препарировать волшебство Вселенной под микроскопом науки? Помните же, чем закончилась первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы: она была сделана в 1611 году архиепископом Антонио Доминисом и совершенно противоречила библейскому тексту (в трактовке Вечной книги, радуга на небе появилась после Потопа — как знак прощения человечества). За это опальный архиепископ был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни. Правда, он умер в тюрьме, не дождавшись приговора, но тело не было предано погребению, его сожгли вместе с рукописями.
Суровые викинги, и те были настроены по отношению к радуге гораздо более романтично. Тем из них, кто успевал в пылу битвы поднять взгляд к небесам, удавалось увидеть волшебный Биврёст — мост, соединяющий миры богов и людей, сводящий воедино Асгард и Мидгард. А старики в Чувашии и по сей день рассказывают: кто сквозь радугу пройдет, пол поменяет.
Сколь бы методично современная наука не разложила ее на молекулы, а молекулы — на атомы, я искренне верю: радуга — это путь к себе. Жаль только, что никому не суждено найти горшочек с золотом, который хитрый лепрекон спрятал там, где радуга коснулась земли — хотя бы потому, что радуга земли не касается (изредка и только с самолета можно увидеть сплошное кольцо цвета, опоясывающее нашу планету).