Сколько островов входит в архипелаг — точно сказать трудно. Часть из них появляется на поверхности только периодически, во время отлива. Время от времени на карте возникают новые, жизнь которым дают вулканы. А некоторым из островов «не сидится на месте». Один из них, Ниаутопутану, — настоящий спринтер. Он перемещается с рекордной скоростью свыше четверти метра в год.
Считается, что большинство островов остается необитаемыми по причине лености местного населения, нежелающего осваивать новые территории из-за того, что и на привычных местах совсем неплохо. Не уверен, что это так, но отдых у тонганийцев в почете.
Островитяне не просто имеют на него «конституционное право». Они обязаны отдыхать по воскресеньям — таков закон. А если кто смеет ослушаться, того ждет суровое административное наказание. Договора же, подписанные в воскресенье, не имеют никакой юридической силы.
В тюрьму можно угодить и по иному поводу. Например, если оставить свою машину под кокосовой пальмой. Смешно на первый взгляд, но причина кроется в правилах техники безопасности. На островах совсем нередки случаи падения кокосовых орехов прямо на голову зазевавшимся прохожим. Говорят, даже случаются летальные исходы. Уж лучше тюрьма.
Тем более что режим содержания в местном пенитенциарном заведении, расположенном на самом большом, «столичном» острове Тонгатапу, строгим не назовешь. Как и положено в любой тюрьме — у ворот охрана, а на окнах решетки. Зато днем можно отправиться на местный рынок, кое-что прикупить или даже подзаработать. Возвращаться спешить не стоит, охрана не будет возражать, если «зэк» заскочит домой пообедать.
Побегов из тюрьмы не бывает, на маленьком острове далеко не убежишь, в обществе, где все знакомы друг с другом, спрятаться негде. Да и рецидивистов среди тюремного бомонда встретить трудно. Подавляющее большинство отбывает наказания за мелкие кражи и мошенничества.
Если верить статистике, то островитяне — весьма продвинутые люди. В Королевстве Тонга выходят газеты, вещают радиостанции, мобильную связь обеспечивают два оператора. По официальным данным каждый десятый житель островов имеет собственный адрес в Интернете.
Но статистика слегка лукавит. Торговля доменными именами, так же, как и гражданством рассматривается как источник доходов государственного бюджета. Не самый основной, конечно, зато стабильный.
Главные доходы островитяне получают за счет туризма и сельского хозяйства. Что только не растет на обильно сдобренной гуано почве. Кофе, ваниль, бананы, гигантские томаты и арбузы. Любимые сельскохозяйственные животные — свиньи, предков которых завезли на острова европейцы.
Свиньи прекрасно адаптировались к местным условиям и приобрели некоторые особенности, замеченные немецкими биологами. Животным пришлась по вкусу морская флора и фауна: моллюски, водоросли и рачки, которых легко отыскать на многочисленных пляжах. Но некоторые даже приноровились заходить по самое брюхо в океан и ловить рыбу. Наверное, однообразное меню из кокосовых орехов быстро приедается.
Признаком красоты, силы и богатства на Тонга издавна считается тучность. В сентябре 2006 года в возрасте 87 лет скончался выдающийся монарх — король Тауфаахау Тупоу IV. Одно из его достоинств в том, что король был самым большим монархом на планете, в последние годы жизни его вес составлял 130 килограммов, а в «лучшие годы» молодости доходил до 200.
Кончина короля была встречена верноподданными с глубокой скорбью, что в принципе не является национальной чертой. Конечно, похороны праздником не назовешь, но и плакать по покойнику не рекомендуется. Считается, что слезы обидят его дух. Могилы на кладбищах ярко украшены, сами кладбища больше напоминают парки отдыха. А иногда хоронят и прямо перед домом. Такой порядок позволяет всей семье — и ныне здравствующим, и почившим — чаще собираться вместе. На Тонга чтят семью и уважают предков.