Вернутся ли в Балтийское море осетры? Часть 1

Реклама
Грандмастер

21 июня 1851 года весь Санкт-Петербург был поставлен «на уши» сообщением о том, что в Неве была поймана чудо-рыба. Одни говорили, что длина ее составляет около пяти метров, другие особо напирали на вес, мол, никак не меньше 25 пудов, третьи — крутили пальцем у виска и сочувственно пожимали плечами: уж не с акулой ли спутали рыбу? Да и потом, откуда акула в Неве? Четвертые упирали на то, что это ни что иное, как секретное испытание новой подводной лодки, которая чудом угодила в рыбацкие сети.

Что это было?

Для газет новость о чудесах ихтиологии дала не только чудовищную пищу для размышления, но и богатые барыши.

Тиражи шли влет, новость продержала жителей столицы в нервном напряжении около недели. Ученые, как всегда, хранили гордое молчание и наотрез отказались комментировать событие.

Реклама

Но правда, как и подлодка, не может находиться в глубине вечность, все равно выплывет наружу. Что оказалось на самом деле?

а) Выловили, действительно, рыбу и этой рыбой оказался балтийский осетр.
б) Это оказалась самка, причем, напичканная икрой: когда рыбу «выдоили», общий вес «начинки» составил ровно пять пудов (80 кг).
в) Вес рыбы был рекордным — 213 кг! (в настоящее время рекорд принадлежит балтийскому осетру длиной 345 см и весом 320 кг, выловленному в марте 1904 г. в Северное море).
г) Никаких испытаний подводных плавательных аппаратов на Неве не проводилось.

Но какова рыбка! И самое главное, в те времена балтийский осетр был таким же обыденным явлением, как сегодня трамвай на улице Санкт-Петербурга. Куда же подевался этот ихтиологический деликатес? Был, как говорится, да сплыл. Последний раз его ловили в море в разных местах незадолго до начала второй мировой войны. Причем он исчез повсеместно, как у берегов, охваченных сражениями, так и в «нейтральной» Швеции. И только маленький и гордый латышский народ утверждает, что последнего осетра поймали именно у них, причем не так давно, в 1996 году. Думаю, что «последний из могикан» несколько раз всплывал на поверхность воды, чтобы сориентироваться и паче чаяния не очутиться в Калининградской области, Германии или Польше.

Реклама

Особенно обидно жителям самого западного российского города — Балтийска. У них, еще со времен Пиллау, с 18 января 1725 года, на гербе красуется именно серебряный балтийский осетр. Но, как говорится, близок локоток, да не укусишь…

Удастся ли нам вернуть в наше Балтийское море осетра? Вопрос, конечно, интересный. И слава Богу, что подобные проекты развиваются опять-таки сразу в нескольких странах, и В Германии, и в Польше, и в Скандинавии, и, что больше всего радует, у нас, в Калининградской области.

От немцев еще ни одна рыба не уходила…

Одним из первых о работе в области воспроизведения популяции этого вида рыбы заявил Йорн Гесснер, представитель Общества по спасению осетров. Он не удержался и рассказал журналистам о том, что в 2007 и 2008 годах в реку Одер, впадающую в Балтийское море, будут небольшими партиями выпускаться молодые осетры. Их популяция в живой природе чудом сохранилась. Единственным местом обитания этого вида является река Жиронда во Франции.

Реклама

Но немцы рисковать не захотели и привезли не балтийского осетра, а его одного из самых ближайших родственников, обитающего в Канаде. Это североамериканский атлантический осетр. По заказу европейцев в канадском Океанологическом центре были отобраны 40 особей размером 1,4−2 метра, половина из которых была переправлена в Германию, где и проходила карантин в специальной резервации.

За четыре года, что прошли с начала эксперимента (осетров завезли в 2004 году), рыба достаточно акклиматизировалась, быстро набирает вес и чувствует себя вполне комфортно.

У людей, далеких от ихтиологии сразу возникает вопрос: «А зачем немцам так стараться для других? На них это непохоже. Рыбку-то выпустят они, а ловить ее будут русские, шведы, поляки…».

Реклама

Не все так просто. Во-первых, немцы не такие уж простаки. Дело в том, что некоторым особям на плавниках будут «пристроены» миниатюрные радиомаяки, которые позволят ученым установить, в случае чего: чья это кошка рыбу съела. Во-вторых, рыба нерестится в одном и том же месте, осетр в этом плане достаточно консервативен, а уж тихие заводи для рыбы у немцев, в притоках Одера — Варту и Драву имеются. Так что кое-что от черной икорки организаторам воспроизводства популяции достанется…

Но дело не столько в икре, сколько в самой рыбе. Дело в том, что к 2010 году, согласно долгосрочному прогнозу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), общий спрос на рыбу и морепродукты возрастет до 140−150 млн тонн, в то время как мировое производство рыбы и морепродуктов для потребления будет производиться от 74 до 114 млн тонн. Где брать недостающую рыбку?

Реклама