Нэп — альтернатива или реальная необходимость?

Реклама

В оценке нэпа современные исследователи разделились на несколько основных групп.

Густав Клуцис, «Из России нэповской будет Россия социалистическая (Ленин)», фрагмент, 1930 г.

Одни историки исходят из того, что нэп — чисто российское явление, вызванное гражданской войной.

Реклама

Другие расценивают нэп как попытку российских политиков вернуть страну на цивилизационный путь развития, упрочить ее позиции на мировом рынке.

Третьи исследователи и публицисты полагают, что в условиях монополии большевиков на власть нэп был изначально обречен, так как большевики провозгласили идеи бестоварного социализма.

Нэп представлял собой комплекс социально-экономических мер: стимулирование товарно-денежных отношений, разрешение свободного найма труда, развитие концессий, упорядочение финансовой системы, создание нового механизма управления экономикой на основе рынка и хозрасчета и, в целом, отказ от понимания социализма как безраздельного господства государственной собственности.

Реклама

Нэп в российской истории породил множество надежд и иллюзий, оценки его всегда носили политизированный характер. Это и определило многолетнюю полемику о причинах его введения правящей большевистской партией — непримиримым противником рыночных отношений.

Роскомнадзор: сайт нарушает закон РФ


Все политические силы советского времени соглашались, что нэп был поворотом от военно-коммунистической модели социализма, с ожесточением навязываемой обществу правящей большевистской партией, к цивилизационной рыночной модели, которая хотя была и не без недостатков, но проверена опытом самых развитых стран.

Реклама

Правящая большевистская партия видела в нэпе передышку, возможность двигаться в направлении к социализму. Посредством использования рынка большевистская партия рассчитывала обеспечить подъем производительных сил, снять социальную напряженность в обществе, вызванную кризисом и политикой «военного коммунизма».

Уже первые месяцы осуществления нэпа выявили принципиальные противоречия в политике и идеологии большевистской партии.

Противоречие между идеалом безрыночного социализма и воссозданием рыночных отношений усугублялось негативными первыми итогами нэпа. Закрыв дорогу рыночным отношениям в госсекторе, большевистская партия не могла обеспечить его эффективности. Госсектор способствовал расширению и укреплению бюрократической системы управления. Нэп не стимулировал в полной мере сельскохозяйственное производство; неэквивалентный обмен между городом и деревней, сохранявшийся и в условиях нэпа, вызвал ряд кризисов в ходе его осуществления.

Реклама

Курс на социалистическое строительство большевики считали основным и подчиняли ему рамки развития рыночной

Реклама
экономики. Альтернативы ускоренному социалистическому строительству большевики не видели и были готовы к свертыванию нэпа в том случае, если он помешает осуществлению генерального курса строительства социализма в изолированной от остального мира стране.

Партии, оппозиционные большевизму, сохранявшие социалистическую ориентацию, видели в нэпе альтернативу немедленному введению социализма.

Меньшевики считали, что на рельсах нэпа будут созданы предпосылки социализма, без которых, при отсутствии мировой революции, социализма в России быть не может.

Реклама

Эсеры альтернативность нэпа большевистской политике видели в возможности осуществления «третьего пути» — некапиталистического развития. Он заключался в развертывании демократических институтов, развитии народных организаций: кооперативов, профсоюзов, общин.

Своё видение нэпа было у либералов. Сущность новой экономической политики представлялась им в возрождении капитализма в России. Они считали его альтернативой большевистскому курсу. По мнению либералов, нэп должен был ввести Россию в русло мировой цивилизации.

Для умеренных социалистов с нэпом была связана возможность создания необходимых предпосылок для социалистического строительства без революционных взрывов и катаклизмов.

Реклама

Либеральная интеллигенция видела в нэпе альтернативу дальнейшей коммунизации страны, возможность завершения процесса ее реформирования, индустриальной модернизации.

Различное понимание приоритетных задач создавало разные варианты развития экономики России на основе нэпа. При этом для большевиков нэп и рыночная экономика не были приоритетным направлением развития. Генеральным курсом правящей партии стал курс на немедленное социалистическое строительство в одной отдельно взятой стране.

Реклама