В разные уголки России увозят многочисленные гости Сочи памятные фотографии, сделанные у Зимнего театра или Художественного музея. Ни одна обзорная экскурсия не обходится без обстоятельного рассказа или хотя бы упоминания об этих и других объектах, по праву ставших визитной карточкой города.
«Сочи — город дворцов», — так говорили о нашем курорте, начиная с конца 30-х годов ХХ века, но дворцов не для вельмож и богатеев, а для рабочего класса. Таким хотел видеть Сочинское взморье Иосиф Виссарионович Сталин. Именно с его легкой руки в Сочи на короткое время стала господствовать классическая архитектура, черпающая основы стиля из античности.
Несомненно, интерес для курортников представляет сам Курортный проспект, строившийся с 1932 по 1935 годы. На смену извилистой узкой грунтовой дороге приходит максимально прямая в гористой сочинской местности, покрытая асфальтом магистраль, с помощью которой от Хлудовского парка (современный парк «Ривьера») до мацестинских сероводородных источников можно было добраться за несколько минут, а не часов, как это было ранее.
Через многочисленные речушки и ручьи были перекинуты мосты: Ривьерский, Верещагинский, Мацестинский и другие. Эти мосты до сегодняшнего дня являются украшением не только Курортного проспекта, но и всего города.
Одновременно со строительством дороги шла работа по созданию зданий и сооружений «дворцового», «сталинского» типа. К ним, в частности, относится Художественный музей, построенный в 1936 году. Мощное величественное здание с тяжелыми колоннами, подпирающими портик, и симметричными крыльями было предназначено для аппарата Уполномоченного ЦИК СССР по Сочи-Мацестинскому курорту и должно было символизировать начало новой жизни Сочи — второе рождение курорта.
Если вы не любите живопись, не заходите внутрь, но, прогуливаясь, обязательно обратите внимание на эту достопримечательность города. А если вы придете к музею в выходные, попадете на вернисаж: на площади Искусств перед бывшим домом Уполномоченного собираются местные художники.
По улице Орджоникидзе от здания Художественного музея за несколько минут можно дойти до Зимнего театра — замечательного творения архитектора Константина Чернопятова. Восемьдесят восемь колонн Коринфского ордера опоясывают здание цвета золотой охры, на фронтоне установлены три женские фигуры: греческие музы Терпсихора, Мельпомена и Талия, созданные в мастерской известного скульптора Веры Мухиной.
Этот храм искусства знаком каждому россиянину, интересующемуся культурой и киноискусством. Ведь именно здесь проходят международный кинофестиваль «Кинотавр», фестиваль детского кино «Кинотаврик», ежегодные фестивали клуба веселых и находчивых, возглавляемые Александром Масляковым.
Продолжить знакомство с дворцовой архитектурой Сочи можно, посетив территорию санатория им. Орджоникидзе — одного из красивейших курортных комплексов города-курорта. Эта здравница была построена в 1936 году по проекту архитектора Ивана Кузнецова в лучших традициях неоклассицизма: здесь и величественные колонны, и невесомые галереи, скульптурные композиции и фонтаны, прекрасный парк с большим количеством экзотических растений. Пройти на территорию санатория можно без всякого труда.
Открытыми для всех, не только для отдыхающих, но и для местных жителей, были в 30-е годы почти все санатории. Любой человек мог без проблем пройти на территорию понравившегося ему курортного комплекса, для того чтобы полюбоваться парком и корпусами.
В 1953 году по проекту сочинского архитектора
К 1940 году относится строительство четвертого ванного здания на Мацесте, которое по праву считается одним из лучших. Издали это сооружение смотрится как учреждение культуры: музей, театр — все что угодно, только не место, где принимают ванны. Неоклассицизм и здесь дал о себе знать. Автор проекта архитектор Голубев сделал все, чтобы советские люди принимали ванны в достойных условиях.
На левом берегу реки Мацеста среди экзотических деревьев можно заметить и небольшое ванное здание № 3, построенное также в классическом стиле. В нем принимали ванны сам Иосиф Виссарионович, который лечился от полиартрита, и его ближайшие соратники. До Старой Мацесты, где расположены эти комплексы, можно добраться автобусами и маршрутными такси до остановки «Старая Мацеста».
С именем Сталина связано и строительство башни на горе Ахун. Некоторые экскурсоводы рассказывают, что Сталин сам любил подниматься на вершину Ахуна и в свое время предложил построить там смотровую башню, для того чтобы любой человек, живущий или отдыхающий в Сочи, мог без труда осмотреть окрестности города, горы Главного Кавказского хребта, полюбоваться бескрайней панорамой
Распоряжение Сталина было выполнено. Архитектор Сергей Воробьев разработал проект, а части НКВД построили и дорогу, и башню в 1935—1936 годах. Сложена она из белого известняка, который добывался при строительстве Ахунского шоссе. Своим внешним видом напоминает средневековый рыцарский замок с лестницей, огибающей строение таким образом, что с каждого поворота открываются захватывающие виды. На гору Ахун, прямо к подножию башни, можно попасть на рейсовом автобусе № 112, который отправляется с сочинского вокзала.
И, конечно, представление об эпохе Сталина в Сочи было бы неполным без посещения дачи вождя, расположенной на территории санатория «Зеленая роща». Здание, где жил и работал Иосиф Виссарионович, — первое «дачное» творение личного архитектора Сталина, главного архитектора ЦИКа Мирона Мержанова, построенное в середине 30-х годов. Для красоты и соответственно климату архитектор запроектировал у наружной боковой стены оригинальный бассейн. Трубы, которые наполняли его водой, пролегали под замшелыми каменными глыбами. Таким образом создавался эффект естественности сооружения, близости к природе.
Получалось, что Мирон Иванович в силу личной заинтересованности пренебрег панической водобоязнью главы государства. Именно эта оплошность дорогого стоила Мержанову: на месте фонтана за ночь соорудили затейливую клумбу, а он, построив еще несколько дач на Кавказе, стараясь не повторяться в каждом новом проекте, был репрессирован в годы военного лихолетья.
Как и на любой другой Сталинской даче, интерьер легко угадываем и узнаваем: низкие потолки, стены, обшитые натуральным деревом, традиционная бильярдная, ванна-термос, в которой вода сутки сохраняла исходную температуру… Возможно, мебель спальных комнат покажется вам несколько кукольной, ведь она создавалась по индивидуальному заказу. Не секрет, что Сталин был маленького роста, и чтобы этот изъян не бросался в глаза, кровати были заведомо меньшего размера.
Изюминка сочинской дачи — восковая фигура вождя с неизменной трубкой в руке. Теперь вы можете либо почтительно склонить перед ней голову, либо приятельски улыбнуться в объектив фотоаппарата.
Впрочем, сегодня это отнюдь не музей, а гостиница, так что, если вам здесь понравится, вполне можете задержаться на денек-другой. В стоимость пребывания войдет и питание, да не простое, а по сталинскому меню. Оттенит вкус деликатесов кавказской кухни истинный рубин Грузии — «Хванчкара», без бутылочки которой не проходил день Иосифа Виссарионовича. Сталинский пикник вам организуют не в мрачном зале, а на любимой поляне генералиссимуса.