Миновав замок, оставив слева холм с памятником Петру I, по Петровской улице выходим к старинным Аннинским укреплениям, названным в честь Святой Анны.
Укрепления строились для защиты города с северной стороны, по проекту генерал-майора де Кулона — с 1731 по 60-е годы XVIII века. Мощные стены, напоминающие валы из гранитных глыб, и глубокие рвы прекрасно сохранились, так как эти укрепления ни разу не использовались в боевых действиях. Сейчас стены поросли деревьями и кустарниками, на ровной площадке между двумя валами устроен аттракцион-автодром. В стенах было когда-то четверо ворот, но сохранились только одни, Фридрихсганские, через них мы и продолжили путь. Вскоре по мосту пересекаем железную дорогу, ведущую в Финляндию. Рельсовый путь проложен среди вырубленного в скальных породах «коридора».
Дорога к парку заняла около часа, наконец, перед нами входные ворота, которые представляют собой стилизованную под готику деревянную арку с гербом первого хозяина усадьбы
История создания парка, сейчас именуемого историко-архитектурным и природным заповедником, подробно описана в Википедии, так что желающие могут прочитать. Я, чтобы не повторяться, только скажу, что заслуга создания парка принадлежит семейству Николаи. В конце XVIII века эту территорию приобрел Людвиг Генрих фон Николаи, барон, уроженец города Страсбурга. В России он принял имя Андрея Львовича. Начинал свою карьеру в должности учителя будущего императора Павла I, а закончил ее президентом Петербургской Академии Наук. Николаи был одним из образованнейших людей своего времени. Когда в 1820 году
От входных ворот идет неширокая асфальтированная дорога, по обеим сторонам которой растут старые деревья — березы и клены. Метров через двести справа можно видеть основные усадебные постройки XIX века, обнесенные забором и закрытые для доступа посетителей в связи с вялотекущей реконструкцией. Главный двухэтажный деревянный дом с колоннами был построен в 1820 г. по проекту архитектора Жозефа Мартинелли в духе русского классицизма начала века и является единственным в Ленинградской области памятником деревянного зодчества той эпохи. Очень хочется побывать здесь, когда восстановительные работы завершатся и усадьба будет принимать гостей. А пока идем любоваться природой.
Дорога сразу за постройками разветвляется на грунтовые тропинки, которые петляют среди множества скал, нагромождений гранитных валунов, выходят к заливчикам и главному заливу. Какие чудесные здесь пейзажи! Вода, разных оттенков камни, густая зелень деревьев и кустарников образуют великолепное сочетание. А большинство различных построек и памятников, все, что когда-то вызывало восхищение и украшало парк, сейчас находится в не самом лучшем состоянии. На невысокой скале у залива стоит колонна в честь императора Павла I, она выглядит убого: краска облупилась, доска с надписью сорвана, видимо, была из металла. Так что мы даже фотографировать ее не стали. Хорошее впечатление производят два китайских горбатых мостика, перекинутых через ручьи, которые были восстановлены в 1998 и 2001 годах.
Потом тропа выводит нас к довольно высокой Левкатийской скале, на которой стоит обелиск братьям Броглио. Броглио были братьями жены Павла Андреевича Николаи, они погибли в сражениях при Аустерлице и Кульме во время войны с Францией, и в 1827 году им был поставлен памятный гранитный обелиск. Он хорошо сохранился, несмотря на войны и революции. Недалеко от обелиска, еще на одной скале, устроена деревянная беседка — она, конечно, воссоздана сравнительно недавно, в 2002 году. Но уже довольно пострадала от посетителей, как впрочем, и павильон «Храм Нептуна», восстановленный в 1999 году.
Многочисленные надписи черной и синей краской не украшают строения, а наводят на мысль о дикости некоторых посетителей парка. На скале у Храма Нептуна растет очень старая ветвистая ель, три ее ствола устремились вверх, а от четвертого осталась небольшая часть, напоминающая приподнятую голову змеи.
И отсюда можно полюбоваться восточным берегом залива и некрополем семьи Николаи, который находится на небольшом скалистом «Острове смерти». Его главное сооружение — замок в восточном стиле с четырьмя башенками, он носит название «Людвигштейн».
Раньше, в 20-е -30-е годы прошлого века, на остров переправлялись на пароме, сейчас, по малой воде летом, туда можно пройти вброд. Когда смотришь на усыпальницу от скалы с другой стороны заливчика, то можно разглядеть в нижней части скалы вход в грот Медузы, на снимке этого не видно. К северо-западу от пристани, с которой ходил паром, или точнее, от того, что осталось от нее, тропинка приводит нас к источнику «Нарцисс». Но, к сожалению, источник, когда-то считавшийся целебным, сейчас непонятно по какой причине совсем высох, воды в нем нет.
На этом мы решили закончить прогулку по парку.
Уже у выхода из парка разговорились с двумя мужчинами — сотрудниками заповедника. Они очень сетовали на то, что многие любители погулять, особенно молодежь, варварски ведут себя в парке, ломают деревья, оставляют после себя массу мусора, бьют бутылки
В заключение хочу пожелать всем читателям нашего журнала прекрасных путешествий, больше ярких впечатлений и положительных эмоций!