Семья и быт
Бытовые традиции у «немцев», «французов» и «итальянцев» отличаются друг от друга, как стеклышки в калейдоскопе. По большей части они редко перемешиваются, так что уклад жизни, каждая «колония» предпочитает сохранять «патриархальный». Единственное, что объединяет практически всех швейцарцев, это их отношение к институту брака.
Связывать себя узами Гименея никому не возбраняется, но официальное создание семьи больно бьет как мужчин, так и женщин по карману. Скажем, те, кого Гименею так и не удалось повязать, платят медицинскую страховку в размере 320 швейцарских франков (CHF) в месяц, а после венца уже по 920 CHF. На сегодня, 12 июня, курс 1 CHF к российскому рублю составляет 22.70. Жителям других стран проще привязываться к доллару США, здесь курс практически 1:1.
В страховку за 320 CHF входят осмотр терапевта, стоматолога и окулиста (для женщин еще и гинеколога), а за 920 CHF добавляется еще и педиатр. Что такое два по 920 CHF в масштабе семьи, можно судить по тому, что средняя зарплата в Швейцарии составляет 4−5 тысяч франков.
Рыжие среди швейцарцев встречаются крайне редко, вот почему молодые люди до седин предпочитают жить в гражданском браке, им так значительно удобнее. И это отнюдь не пробный брак, как пытаются его подать у нас. Это просто брак. С надувательством властей.
Жилиё моё!
Родители живут на одной площади с повзрослевшими детьми только в исключительных случаях. Каждый должен вить свое гнездышко. И даже когда старики уходят на пенсию (в Швейцарии этот возраст составляет 63 года для женщин и 65 — для мужчин) и по состоянию здоровья нуждаются в присмотре, они редко оставляют свои квартиры детям. Чаще всего они сдают свою жилплощадь специальным фирмам, которые за это устраивают стариков в дома престарелых. Впрочем, это чисто русское название, там они называются пансионатами.
В таких условиях жили, пожалуй, престарелые члены ЦК КПСС. Обитателей пансионата возят на экскурсии, в концертные залы, музеи, художественные галереи, на фестивали, причем, зачастую не только в самой Швейцарии, но и за ее пределами. Живут старики на широкую ногу: это одна из стран, где пенсионерам оставляют 100% от прежнего среднего заработка за последние пять лет работы.
Самые высокие цены на квартиры в Цюрихе, где в среднем 1 кв. м жилья стоит чуть более 6 000 евро. В столице Швейцарии — Берне — цены ниже раза в полтора и составляют около 4 000 евро. Соответственно, аренда квартиры обходится дешевле, но все равно больно «кусается». Вот почему многие «хитрожелтые» швейцарцы, особенно во французской части, предпочитают ездить в Женеву только на работу, а недвижимость покупают во Франции. С их-то зарплатами, которые гораздо выше, чем в той же Франции, это сделать нетрудно.
А вот русским, и другим представителям стран бывшего «Восточного блока» купить недвижимость в Швейцарии часто затруднительно. Это не Лондон и не Лазурный берег Франции. Здесь можно купить дом только в строго отведенных районах и по специальному разрешению. А в Цюрихе или Женеве это делать бесполезно. Кто-нибудь слышал, что всесильный Роман Абрамович покупает апартаменты в крупнейших Швейцарских городах?! А ведь у него «денюжков» — как 3 миллиарда котов наплакали.
Наши в городе!
К русским у швейцарцев особое отношение, ведь в Монтрё жил и был похоронен лауреат Нобелевской премии Владимир Набоков. С большим уважением здесь относятся и к Владимиру Ильичу Ленину (о нем мы расскажем чуть ниже). Швейцарцы очень бережно хранят долговые расписки Ильича, которые он оставлял в одном из магазинчиков, в котором покупал сигары. А вообще мало кому известно, что его знаменитая мама, Мария Александровна Ульянова, слала своему 46-летнему оболтусу накопления со своей скромной пенсии из России в Швейцарию. Ильич любил «выжать слезу», частенько жалуясь на то, что цены здесь просто бешенные, а гонорары за статьи просто мизерные.
Что не мешало будущему вождю мировой революции попивать кофеек вприкуску со знаменитым швейцарским шоколадом в кофе «Одеон». Но времена и нравы меняются порой гораздо быстрее, чем погода. Ныне это кафе облюбовали юноши, которые в упор не хотят замечать девушек, и наоборот, представительницы прелестного пола, которые парней на дух не переносят. И стойкий запах кофеина густо перешивается с парами парфюма.
Но чьим мужеством швейцарцы восхищаются безо всякого преувеличения — это генералиссимус Александр Васильевич Суворов. 10 сентября русские войска подошли к Сен-Готтарду, занятому 8,5-тысячным французским отрядом Лекурба. Суворов направил колонну генерала
И тут оказалось, что русских предали австрияки. Они ушли и увели с собой всех вьючных животных. Войска Суворова оказались окруженными в Муотенской долине без продовольствия и с ограниченным количеством боеприпасов. Генералиссимус решил преодолевать хребет Рингенкопф (Паникс). Это был беспримерный переход. И до сих пор в память об этом событии в одной из скал у Чертового моста выбит православный крест, а на перевале Сен-Готтард установлен памятник