Нуждается ли счастье в рекламе? (Про рекламу, обещающую счастье)

Реклама
Дебютант

Лень — двигатель прогресса, а реклама — двигатель торговли. Мне стало лень переключать телевизор на другой канал, когда начинается реклама, и я заметила, что с ней творится. Я поняла, увидела и осознала, что же мне обещают в современной рекламе.

А обещают мне и всем нам счастье, удовольствие, красоту, молодость, полное глубокое удовлетворение и т. д., и т. п., и пр.

Нам не предлагают продукт, нам не продают его функции и качества, нам обещают, что только при обладании данным продуктом мы станем абсолютно счастливыми/крутыми/замечательными/сногсшибательными/превосходными и просто хорошими.

Полистав учебники по рекламе, я еще раз убедилась в том, что на самом деле мое случайное наблюдение — основной замысел сегодняшних разработчиков рекламы. В книгах, учащих грамотному адвертайзингу, ясно сказано: главное, чтобы у потребителя возникло ощущение, что, купив этот продукт, он достигнет абсолютной нирваны.

Реклама

И я вижу, что мне не продают крем, мне обещают, что, если я намажу им лицо, все мужчины будут восторженно застывать при взгляде на меня. Мне не впаривают гель для душа, мне обещают, что помыться им так же приятно, как оказаться в комфортабельном бунгало на берегу экзотического моря в компании со жгучим красавцем, который будет от меня без ума. Они не торгуют утюгами, они показывают, как сильно меня будут любить мои дети, мужья и собаки, если дома появится такой утюг.

Мне не предлагают жвачку, мне обещают вечное счастье свежего дыхания и долгую, полную удовольствий жизнь без кариеса. И даже отсутствие кариеса и присутствие свежего дыхания иногда забывают упомянуть, преподнося это, как побочный эффект от жвачки. Который, в общем-то, совершенно не нужен, по сравнению с главным результатом использования жвачки — счастьем и удовольствием. «Зачем тебе это свежее дыхание, если ты будешь счастливым», — намекает такая реклама. Реклама обещает нам счастье и удовольствие от продукта, и какая разница, для чего он на самом деле нужен.

Реклама

Не знаю, как вам, а мне хочется закричать: «Да не хочу я покупать ваше счастье, радость, удовольствие, молодость и вечное блаженство (между прочим, слово „блаженство“, если докопаться до этимологии, означает „юродивость“)! Продайте мне вкусную шоколадку, продайте мне работающий пылесос, продайте мне удобный мобильный, по которому и до которого всегда можно дозвониться! Продайте мне вещь и ее функции, которые я хочу!» А впрочем… Чего же я хочу?

Когда-то люди мечтали о быстром способе передвижения. Появились машины, поезда, самолеты. Пожалуйста, преодолевай тысячи километров за считанные часы! Люди мечтали услышать голос знакомого человека на расстоянии, поговорить с ним в то время, когда он находится далеко. Появилось радио и телефон. Подводные лодки, космические корабли, компьютеры, стиральные машинки и шариковые авторучки… Люди хотели, и это появлялось, люди желали — и оно совершенствовалось.

Реклама

Помню, в детстве мы мечтали о таком телевизоре, по которому в любое время можно было бы смотреть мультики — пожалуйста, появились видики. Маленькой, я мечтала, чтобы можно было, не вставая с дивана, переключать телевизор — появились дистанционные пульты, сейчас я даже свет гашу с пульта. Простите интимное воспоминание, мне хотелось, чтобы прокладка приклеивалась к трусикам — более того, у нее даже появились крылышки и суперсухой слой! Хотелось, чтобы телефон можно было брать с собой куда угодно, чтобы можно было за секунды найти и сохранить нужную информацию, чтобы неудачные фотографии можно было исправить самостоятельно, чтобы… чтобы… чтобы… У нас все это есть.

Реклама

Чего еще хотеть? Самовставляющихся тампонов, самонаносящегося макияжа, самопропылесосивающегося ковролина, самовыворачивающихся лампочек — для меня. Самоменяющихся памперсов, самонадевающихся ботинок, самовыключающейся плиты при приближении руки или другой части тела — для моего ребенка. И еще самозажигающихся сигарет, которые курят себя сами, и самосъедающихся конфет, которые сами себя едят… И чтобы у меня возникало при этом такое ощущение, будто сигареты выкурила и конфеты съела я сама.

Нет, даже глумясь и мечтая, я перечисляю не мечты о чем-то принципиально новом, а капризно требую доработки уже существующих продуктов, которая позволит мне быть счастливее. Давайте посмотрим правде в глаза — мы насыщаемся, нам почти нечего больше хотеть. Нам не нужны просто продукты и их функции, нам нужно счастье, радость, удовольствие и вечная юродивость… э… то есть блаженство. Вздохнем, осознав это, и насладимся лучшими красками жизни, съев, надев, прожевав, намазавшись, умывшись, побрившись с лучшим средством… [Здесь могла бы быть ваша реклама]…

Реклама