…День города в городе моего детства — в один день с Днём России. И отцы городские — дай им Бог здоровья и долголетия — пригласили группу летчиков-асов, для того чтоб горожанам праздничное настроение создать. Группа известная, называется вроде как «Русь», если не ошибаюсь: 7 суперскоростных красивых самолетов с небесным представлением — фигурами высшего пилотажа, разными летными трюками.
Я давно не хожу на такого рода мероприятия. Массовые гуляния, на которых несколько лет назад волей случая пришлось побывать, отбили всякую охоту присутствия. А тут так все сложилось, что был повод поглядеть на «Небесных русичей», благо, это все с работой совсем рядышком — набережная, где представление планировалось.
Я чуток опаздывала к объявленному началу и шла к набережной, где собрались зрители, обратя взор вверх — чтобы не упустить представления. Но-таки никуда не опоздала. И когда поняла, что не стоит ни торопиться, ни голову вверх раньше времени задирать, стала оглядываться неспешно и искать знакомых. На набережной, казалось, собрался весь город — яблоку некуда упасть, народищу — море разливанное.
И тут я удивилась. Шла сквозь толпу — и ни одного знакомого лица! Последние годы было такое впечатление, что знаю в городе всех, ну просто всех. Лица все время одни и те же вокруг мелькают. Люди одни и те же в контакте — много их, но все одни и те же. И вроде уже, как в большой деревне — все про всех всё знают, и даже если ты сам про себя еще чего-то не знаешь — ничего, расскажут. А тут все новые, незнакомые. И я — одна, и никого из знакомых нет.
Интересно — как будто попала то ли в другое время, то ли в другое пространство, то ли вообще в другое измерение. Жизнь-то идет себе и идет, и энергия в ней есть. Все по кругам своим, все происходит — сколько их, разных судеб в свой узор складывающихся. И вполне симпатичные по большей части лица. Семьи с ребятишками — мамы-папы, детишки кто на шее у отца, кто за руку с матерью, стайки молодежи, зрелые персонажи, пожилые люди — хорошие и добрые лица, без ненависти и напряжения, доброжелательные, в предвкушении праздника легкое веселое возбуждение. Хорошо одетые, трезвые.
Ну были, конечно, всякие — отдельные смутные личности с заплетающимися ногами и красными мордами, нервно-возбужденные тоже были. Одна молодая дама с двумя детишками мужу вредным голосом говорит — вот как упадет самолет нам на голову! Ну вот ведь право — а чего тогда идешь-то? Но они погоды не делали.
А погода менялась на глазах- за полчаса до этого был дождик, серо, мрачно, тучно, а тут она вдруг заулыбалась солнышком и чистым небом. Поискала взглядом семью. Никого из своих не увидев, стояла и наблюдала просто так, за протекающей жизнью. Было здорово дышать разлитыми энергиями доброго взаимодействия. Было даже как-то благостно, ежели в данном контексте уместно это слово. Вообще ощущение энергий было приятное.
А потом заиграла музыка, и довольно невысоко над нами с шумом промчались фигурным строем 7 красивых самолетов. Толпа ахнула, и все внимание с земли и друг друга перенеслось на небеса.
Самолеты сделали эффектный разворот, и 6 из них полетели дальше, а один, отделившийся от строя, взмыл вертикально вверх и стал выделывать разные фокусы.
Тут во мне какой-то внутренний поток взмыл от пяток и поднялся до самой макушки, чуть задержавшись в горле — вслед за ним как будто. То, что застряло в горле, выбило слезы, и они катились по лицу, а я наблюдала одновременно за тем самолетом, за людьми и за собой — своими внутренними реакциями. А вокруг радовались, веселились, аплодировали, снимали на камеры и фото. Было интересно в себе такие движения отметить, сильные и заметные.
Ну, а дальше все было легко и радостно. Летали самолеты — то сердечко в небе прочертят, то спираль нарисуют, то строй какой особенный продемонстрируют, то закружатся в штопоре, то боком, то лапками кверху… Один так и летал сам по себе, супертрюки показывая, но в гармонии с остальными, а те шестеро — то так построятся, то эдак…
Летали птицы этажом ниже, летали стрекозы и бабочки — такое вот авиашоу. Хорошо дышалось.
Детишки глядели, просто рот открыв. У мальчишек-подростков на физиономиях героические выражения появились, наверное, они себя увидели на месте летчиков. Девчонки сладостно визжали и радостно хлопали в ладоши героям. Мужчины были сосредоточены и строги, а кто-то мечтательно задумался. И даже не очень уже юные дамы выражали свои эмоции шумно и восторженно.
Все закончилось почти неожиданно — сделав какой-то очередной трюк уже все вместе всемером, махнули самолеты крыльями и исчезли в небесах. Остались птицы, бабочки-жучки, речка, и вроде даже тишина, хоть и народу много, и все ж разговаривают, впечатлениями делятся. Ощущение покоя и легкой радости.
Стали расходиться — а много же людей, очень много, транспорт на дорогах встал, а толпа неспешно и естественно делится на потоки и растекается сама по себе ручейками по улицам-переулкам. Никаких нештатных ситуаций, все чинно-благородно, все само по себе, без управляющих процессом. Каждый же сам знает, куда ему идти, вот и движется. И стоящие милицейские посты так и стояли себе без дела, да и слава Богу. Только на дорогах рулили постовые, разводили потоки машин. Движение восстановилось быстро.
И подумалось мне, что такие вот праздники — это на самом деле правильно, это благое дело, хороший подарок людям от властей городских, хоть и удовольствие, как сообщили в ТВ-новостях, дорогое. Потому как событие это оставило наверняка у большинства хорошие воспоминания, и ребята в мечтах полетали — знакомый пацан 20 годков, скептичный и современный, и тот сказал, что поймал в себе такое желание — летчиком стать. И, собравшись вместе, люди видели друг друга красивыми, веселыми, спокойными и достойными.
А значит, есть шансы, и мы — есть, и страна наша Россия, и люди, вместе которые — народ.