«Aux Champs-Elysées, aux Champs-Elysées…» Для кого как, а для меня Париж почему-то всегда ассоциировался со словами этой известной песенки в исполнении Джо Дассена… Вот и сейчас не идет из головы этот незамысловатый мотив. Париж для меня начался в аэропорту имени Шарля де Голля. Паркинг. Отель Marriott на бульваре Виктора Гюго… Чашка кофе в лобби того же отеля. И первый вечер в Париже.
Мы топали с моим парижским приятелем по мокрому тротуару на Елисейских полях. Только что прошел дождь, сильный. Мимо деловито пробегали люди, с зонтиками и без. Мужчины, красивые и предупредительные. Женщины, с едва уловимой, но неизменной утонченностью и легкостью в движениях, манере просто и изысканно одеваться. Парижанам нужно отдать должное. Они достойны Парижа — законодателя моды, индустрии красоты и ароматов.
Череда маленьких кафе с уже открывшимися летними террасами предлагала огромный выбор тем для чревоугодия — от традиционно европейских до экзотических. Я предпочла этому многообразию привычный антрекот и бокал красного вина, который снял напряжение после утомительного перелета.
А потом были пирожное и чай в одной из старейших кофеен на Елисейских полях — Laduree. Это одно из излюбленных заведений парижской богемы. Мест по вечерам практически нет, а по выходным туда без предварительного бронирования лучше вообще не заходить. Десерты просто сказочные. Можно, не замечая времени, сидеть за столиком для двоих, болтать ни о чем или обо всем, или просто молчать, разглядывая пробегающих за стеклянной витриной прохожих, и при этом не чувствовать себя чуждым происходящему вокруг.
Елисейские поля хороши для прогулок в любое время дня и года. Но вечерние и ночные огни, упирающаяся в подсвеченную Триумфальную арку перспектива проспекта исключительно красивы. Количество прохожих ближе к полночи не уменьшается, а только увеличивается. Париж — город «сов», особенно в выходные дни. А по утрам приятно позавтракать в полупустом кафе с распахнутыми настежь дверями.
Для собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) и Эйфелевой башни я выделила почти целый день. И его было мало. Старик Эйфель знал, что строить. Для своего времени, да и не только, он устроил грандиозный промоушн. Думаю, по количеству капитала, который заработал Париж на туристических сборах за право забраться да и просто поглазеть на это металлическое чудо, Эйфель может поспорить разве что с г-ном Гейтсом. Совершить славное восхождение на эту плетеную штуковину я не решилась, потому как петляющая под башней очередь из страждущих покорителей по моим расчетам составляла не менее 2 км. Прогулка по Марсовому полю с видом на башню, с ползающими по лестницам людьми меня вполне удовлетворила.
Сделав несколько кадров утопающих в цветах деревьев в скверах под башней, я помчалась в Нотр-Дам. Если возле Эйфелевой башни мы проплутали на машине по окрестным улочкам битых полчаса, в поисках места для парковки нашего огромного по парижским транспортным меркам BMW X5, то возле собора проблем не возникло. Очень кстати спас многоярусный подземный паркинг прямо под площадью, на которой стоит один из воспетых Гюго символов Парижа.
Не зайти в собор я просто не могла. Честно говоря, в свое время Гюго довольно мрачновато на мой взгляд описал это архитектурное чудо. Оно оказалось не таким уж и мрачным. А то, что чудо — это точно. Гуляя по острову Ситэ, на котором стоит собор, мы с моим парижским спутником долго спорили о том, какое количество архитектурных «редакций» перенес Нотр-Дам. Вход в собор бесплатный. Единственное относительно недешевое удовольствие для туристов — аудио-гид на большинстве популярных языков,
Внутренняя атмосфера собора завораживает. Звуковое сопровождение — вокал и органная музыка эпохи средневековья — благодаря удачному размещению динамиков не покидает даже на выходе из собора. Каждая трещинка старинных барельефов, каждый образ дышит историей. Полумрак навевает видения. Кажется, что за очередной колонной, в полумраке алтарной ниши притаился образ горбуна из одноименного произведения Гюго. Одновременно жутковато и торжественно вокруг, несмотря на толпы туристов.
А потом был Версаль, с его красивейшими даже ранней весной парками и садами. Фонтаны бьют, музыка эпохи барокко через замаскированные в плотных стриженых рядах деревьев динамики наполняет каждый уголок парков…
А с утра воскресенья мы покатили в Довиль — в 250 км от Парижа, небольшой курортный городок на севере Нормандии, на берегу Атлантического океана. Известен своими казино и спа-салонами.
Прогулявшись по огромному песчаному пляжу, промочив ноги в Атлантическом океане и забив сумку из-под фотокамеры ракушками, которыми усеян весь пляж, мы решили вернуться в Париж. И там я отправилась смотреть на Нее… Да, на эту таинственную незнакомку, улыбка которой вот уже несколько столетий будоражит человечество и портрет которой хранится в одном из величайших музеев мира — Лувре.
Денек выдался ненастным, и от парковки возле Лувра до входа в пирамиду мне пришлось пробежаться под проливным дождем. Огромный эскалатор под стеклянным сводом пирамиды, которая сейчас выполняет функции главных «ворот» Лувра, как гигантская воронка затягивал куда-то глубоко вниз толпы туристов.
Проплутав по Лувру еще с час и поняв, что на посещение этого места можно потратить целый год, я зашла в музейный магазин и, выйдя оттуда с 10 кг книг, отправилась на парковку, где меня уже ждала машина моего спутника.
А потом был один из самых незабываемых вечеров в моей жизни. Мы сидели в старом-старом кафе, на набережной Сены, у острова Ситэ, прямо напротив Нотр-Дам… Кафе, популярное у туристов, в нем, говорят, любили проводить время за чашкой кофе или мороженым Эмиль Золя или Гюго… И вот я там сидела, на закате. С Сены тянуло свежестью… только что прошел дождь… лучи заходящего солнца красиво золотили древних химер Собора Парижской Богоматери… с набережной доносились звуки аккордеона… а мороженое медленно плавилось в вазочке… А завтра был долгий перелет, в родной город, через Амстердам.