Больше тысячи лет назад новгородские славяне стали продвигаться на восток. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля. Эти места получили название залесских. Одно из их поселений, на берегу озера Неро, впервые упомянутое в летописях IX века — город Ростов. Дальше, юго-восточнее, в залесских полях — город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются Х веком.
Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.
А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.
В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-Восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой, защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами. Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив её на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.
Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл «заступник земли русской» Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге — Стромынская.
Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани
А ещё позднее была построена дорога севернее — через Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль на Вологду и Кострому.
Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее на ярославскую дорогу в Юрьеве Польском. Оживление продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Москва-Александров-Иваново.
Я тоже в деревню чаще езжу по Ярославскому шоссе, а от Переславля-Залесского поворачиваю направо на Юрьев-Польский. Спидометр накручивает больше на 50 километров по сравнению со Стромынкой, но ехать почти на час меньше. Кстати, Юрьев никакого отношения к Польше не имеет. Раньше он назывался Юрьев-Польской от залесских полей. А Переславль-Залесский был Переяславлем. Пора бы им вернуть старые названия.
В Москве площадь, переулок и улица Стромынка, примыкающая к мосту через Яузу (где как бы заканчивалась Стромынская дорога), названы в память о древней дороге.