Но в этой статье хотелось бы вспомнить о начале действительно массового дачного движения в стране. Которое плавно перешло в сегодняшний «дачный бум».
Количество дач в стране стало стремительно расти с приходом к власти известного «кукурузовода» Никиты Сергеевича Хрущёва. Именно в хрущёвскую оттепель простым гражданам, городскому населению, стали раздавать постоянные участки, называемые «дачными». До этого горожане тоже могли поработать на земле, но это были бахчи, участки под картошку, огороды, которые каждый год меняли свое месторасположение.
Тогда, в начале теперь уже далёких 60-х, появилось достаточно много «частных владений» размером в шесть соток. Как не пытались развенчать проклятого «частного собственника» в советской пропаганде, как не возносили пролетария, который был символом всего 70-летнего постреволюционного периода, которому «нечего терять», — увы! — не смогли большевики вытравить из народа стремление иметь свой кусок земли. Тогда из многих миллионов гектаров «общей, общественной, нашей» территории России людям стали выделять свои собственные клочки земли.
Это ещё не была «дача» в сегодняшнем понимании этого слова. Это были сады, огороды, но только не дачи. Там упорно работали, часто до изнеможения, «пахали», чтобы прокормиться, выжить в этой «прекрасной свободной» стране. А из удобств был только отдельно стоящий туалет да, в лучшем случае, душ с бочкой на крыше. Водители ставили старые бензобаки, но это было редкостью и считалось роскошью: ведь он не ржавел и не требовал ежегодной покраски.
Строились, в основном, сарайчики и небольшие непонятные строения, чтобы сохранить инвентарь, инструмент, чтобы укрыться от дождя или палящего солнца. На всё накладывались ограничения: на площадь участка, которую перемеряли чуть ли не каждый год, на размер строений, на число этажей, на внешний вид… Не смей выделяться! Будь, как все!
А как можно было выделиться? Ведь строительные материалы купить было и не на что, и негде. Всё «доставали», тащили со свалок или воровали. Потом делали «из дерьма конфетку», проявляя невиданные чудеса фантазии и изобретательства. И всё же выделялись. Не было двух одинаковых участков.
Наконец, перестройка! Перестраивалось не только государство, но и старые дачные участки. Да они и сами уже давно сгнили и требовали капитального ремонта. Как и весь насквозь прогнивший советский строй…
Но это, как говорится, «уже совсем другая история». Её каждый может наблюдать в многочисленных садово-дачных товариществах или в коттеджных посёлках, которые множатся и растут повсюду. И конца этому не видно…