А давайте по словарям пройдемся вместе?
Библейская энциклопедия гласит, что это
«минеральная, иначе жидовская, смола. Добывается в жидком и мягком виде из копей и на поверхности Мертвого моря, отчего последнее и называется иногда Асфальтовым озером. Означенная жидкая смола на воздухе делается сухой и твердой, как известковый раствор, подверженный влиянию воздуха. В настоящее время ее обильно находят при раскопках развалин в окрестностях Вавилона; асфальт и доселе употребляют в означенной местности взамен извести или цемента при кладке каменных стен, домов и т. п. Древние употребляли, между прочим, для осмоления судов, вместо извести при кладке каменных стен; при помощи этого цемента были воздвигнуты стены Вавилона; ею же была осмолена корзинка, в которую мать положила Моисея, поставив корзинку в тростники берега реки Нила…»
Реклама
У В. Даля — покороче, но о том же:
«ископаемое горючее вещество; иудейская, жидовская, каменная, горная смола, в отверделом или густом виде; черная нефть, горное, каменное масло. Иудейским зовут его потому, что его много около Мертвого моря».
Брокгауз и Ефрон тоже вспоминают про еврейскую смолу, к которой добавляются битум, гудрон. Зато при этом дают количественные характеристики:
«черное смолообразное вещество, иногда жидкое, иногда твердое с раковистым изломом и сильном блеском. горючее удельный вес 1,2. Часто смешан с песком; иногда же песчаники, известняки, сланцы пропитаны асфальтом. Асфальт — смесь многих органических веществ, содержащих кислород (до 23%), углерод 67−88% и 7−10% водорода. Кроме того, отмечается, что асфальт употребляем «для мощения улиц цементирования, для кровельного толя, железного лака и в фотолитографии. А. прежде был известен в Палестине, в Мертвом, или Асфальтовом море. Теперь чаще добывается из асфальтовых песчаников. Для строит. работ … нагревают в особых печах, приготовляя с примесью песка массу разного состава».
Реклама
В словаре по естественным наукам асфальт определяется как
«искусственное или природное органическое вяжущее вещество; смесь битума и минеральных материалов: известняка, песчаника», которое «применяется в смеси с песком, гравием, щебнем для строительства дорог и как гидроизоляционный материал».
Наконец, Большая советская энциклопедия отмечает, что
«природный асфальт образуется из нефти в результате испарения лёгких фракций и окисления… Сначала нефть превращается в густую, очень вязкую мальту, а затем в твёрдый, легко плавящийся асфальт… Иногда асфальт образует более или менее мощную кору на поверхности больших «нефтяных озёр».
Итак, путешествуя по справочникам, мы пришли к тому, с чего начали, поскольку нефтяные озера — это же асфальтовые! Вы про такие слышали? Самое большое находится на о. Тринидад, имеет площадь порядка 40 га и глубину более 30 м. Трогательная индейская легенда описывает его происхождение…
Боги подарили одному озерному племени прелестную птичку колибри, менявшую оттенок оперения в зависимости от направления солнечных лучей (как красиво!) и умевшую сбить с дерева змею, защищая свое гнездо (какая отвага!). Она была дана людям для примера, но, увидев, как кроха лакомится цветочным нектаром, они решили попробовать на вкус и саму ее… За это неразумным пришлось отведать горечь божественной кары: синь озерной воды превратилась в липкую бурую грязь — в асфальт.
А что значит слово «асфальт» — задумывались? Я так раньше — никогда, считая его современным. Ан нет.
Словечко известно с античных времен (в переводе с древнегреческого означает «прочный, крепкий, надежный»). Еще Геродот ссылался на месопотамские и персидские асфальтовые месторождения, а использовались они…
Великая китайская стена также не обошлась без асфальта. А чем смолил Ной свой ковчег — догадаетесь? Правильно, асфальтом! И когда испанские конкистадоры ступили на землю инков в XVI в., они были невероятно удивлены, оказавшись на гладких, удобных дорогах (асфальтовых, как вы понимаете).
Так почему Европа продолжала строить каменные мостовые?! Но в XIX в. асфальт стал применяться и здесь: сначала в Париже, затем в Лондоне, Вене… И западное полушарие тоже «вспомнило» об этом материале, в частности, Филадельфия, а потом и Вашингтон. Поверите ли, что асфальту пришлось отстаивать права в острой конкуренции с брусчаткой?
В Великобритании, например, была даже создана комиссия, дотошно изучавшая «потребительские» качества асфальтовых дорог. И она отметила, что шума на улицах, покрытых асфальтом, меньше, а лошади, упав на асфальтовую мостовую, не получают таких травм, как на каменных, и пассажирам комфортнее: меньше тряски… В общем, вердикт наблюдений, длившихся целых 35 дней, был положительный. Но это «там».
А у нас, в России?
Да примерно тогда же, в XIX в., стал появляться асфальт: сначала покрыли стометровку у Тучкова моста в Санкт-Петербурге (1839), еще почти через четверть века — террасы Зимнего, а вслед за этим — стремительно начали выстилать проезжую часть в Москве, Кронштадте, Киеве, Харькове, Одессе, Риге. Сначала — на привозном сырье, в затем и на отечественном, поставлявшемся Сызранским заводом (с 1873).
…Наш нынешний асфальт — конечно же, другой. Техника и технология не стояли на месте века. А все ж любопытно взглянуть под ноги, на асфальтовую дорожку, и подумать, что начало она берет от древнейшего материала на планете!