Если пойманный еж не мог увидеть в этот день свою тень, то весна, считай, уже наступила. Если же ежик тень отбрасывал, то ежу досыпать дальше, а зиме царствовать еще 6 недель.
Выяснив этот вопрос, патриции и их патрицианки пышно праздновали День ежа. И так до самого распада великой Римской империи, после чего роль барометра Западная Европа уступила барсуку. Барсук так барсук.
Но на Руси к этому вопросу подошли серьезно. Никаким ежам-барсукам не доверяли. В России на Сретенье (встреча зимы с весной) роль барсука исполнял надежный мужик Ефимий: второго февраля, на Ефимия, в полдень солнце — будет ранняя весна. Второй день февраля весну показывает: солнечно — к красной весне, пасмурно — жди поздних метелей. На Ефимия метель — вся Масленая неделя метельная. Завизжит метелица — всю неделю прометелится. Помело метлой на масляну, придет государыня метельная.
Когда немецкие бюргеры стали переселяться в Новый свет, облюбовали они для себя штат Пенсильвания. Но тут их ждал сюрприз — с ежами и барсуками там было туго. А с погодой как-то определяться было нужно. И тогда эту роль поручили сурку. Почему именно сурок? А по чисто немецкой сентиментальности и в память о швейцарских немцах из разоренной войнами и нуждой Савойи. Дети савояров бродили по тогдашней Европе (а в царствование Екатерины и до России добирались савойские фокусники) с сурками в кошелках, зарабатывая себе на пропитание фокусами. «Ich komme schon durch manche land…» Стихи великого Гете переложили на музыку и получилась песня неунывающего мальчишки-савояра: «Прошел я через много стран. И мой сурок со мною».
Обычай определяться по сурку понравился новым американцам, и с 1887 года Северная Америка второго февраля отмечает День сурка. Главный сурок страны толстяк Фил живет, как и полагается, в Пенсильвании в городишке Панксутауни. Летом он с супругой обитает в своей норе в вольере городской библиотеки, а на зиму укладывается в спячку в норку, расположенную в 2 милях от города.
Власти городка и Президент Клуба сурка Фила Билл Купер утверждают, что вот уже столетиями один и тот же сурок Фил предсказывает погоду, поскольку каждый раз Филу дают какой-то особенный «эликсир жизни», способствующий его долголетию. Отнесемся к этому с юмором, как и к самим прогнозам этого и других сурков. Прогнозы Фила совпадают лишь в 39%, а вот прогнозы сурка Чака из зоопарка Статен Айленда (штат Нью Йорк) оказываются более достоверными — до 80%. (Церемония извлечения сурка Чака из норки торжественно открывается лично мэром Нью-Йорка).
Есть у сурка Фила и другие конкуренты: сурок Генерал Борегар Ли, удостоенный докторской степени по сурковедению и метеорологии в Университете Джорджии (вот как!), сурок Сэр Уолтер Вэлли из музея Естественных наук Северной Каролины, сурок Джимми из Висконсина, сурок Дюнкерк Дейв из штата Нью Йорк, бальзакский сурок Билли, вермонтская семейка Пиви, сурок Френч Крик Фредди, сурок Спениш Джо, сурок Мелверн Мэл. Все они являются метеорологами. Лично же толстый Фил их считает лишь жалкими подражателями, но в результате этих коллективных ежегодных предсказаний вероятность их исполнения раскладывается как фифти-фифти по стране.
Каждый год второго февраля Президент клуба сурка Фила Билл Купер, окруженный представителями местных властей, общественных деятелей, гостей города и горожан в сопровождении журналистов, телевизионщиков направляется огромным кортежем к норке сурка Фила. Специальным ключом открывается заветная дверка и Фил под крики восторга и аплодисменты ровно в 7.30 утра извлекается из своей норки. Если погода солнечная и Фил отбрасывает тень, значит, он вернется в свой домик и проспит там еще 6 недель. Но весь фокус в том, что если облачно, то результатам прогноза верить вообще невозможно. Тем не менее, вся Америка приковывается к телеэкранам и ждет торжественного момента.
В этом году после проведения фестиваля сурка Фил снова отправился в спячку и проспал свои положенные 6 недель. О спячке сурков хочется рассказать особо. Фактически гибернация сурков, относящихся к беличьим, это не сон как таковой, а глубокая кома животного: температура тела опускается до 10 градусов, сердце еле работает — 5 ударов в минуту, дыхание почти останавливается — один вдох в 2−3 минуты, кровоток замедляется. То есть животное скорее мертвое, чем живое. В таком состоянии сурок восполняет вяло текущие процессы жизнедеятельности за счет собственных накопленных жиров.
Восстановление после спячки происходит удивительно быстро. Уже к середине апреля сурки дают потомство, обычно от 4 до 9 детенышей в помете. К средине июля молодежь уже самостоятельно добывает себе пропитание. Питаются сурки травами, иногда кореньями, плодами, овощами. Желудочки сурков не перерабатывают ядра семян, поэтому они землю не удобряют, а наоборот засеивают семенами съеденной пищи. Сурок почти не пьет воды. Жидкости ему хватает в сочной траве и листьях.
Живут сурки колониями на мелкоземлистой почве. Связь между членами колонии у сурков зрительно-звуковая. Каждый 15 секунд сурок поднимается на задние лапки и осматривается на предмет опасности. При приближении угрозы сурок свистит характерным резким свистом. Свистят сурки также и в брачный период. Челюсти у сурка очень сильные. Лапы хорошо приспособлены для рытья разветвленных нор с отнорками-туалетами. Среди сурков практически не бывает эпидемий благодаря особенной чистоплотности этих животных. Своим туалетом и уборкой жилища сурок занят все то время, что он не жует или грызет. Сурки достаточно шустрые — бегают со скоростью 12−15 км/час.
Существует поверье, что сурок предупреждает охотника об опасности. Так это или не так, поверим им на слово. Но то, что сурок легко приручается человеком и очень дружелюбен есть несомненная правда. Не зря наш сурок стал знамением прихода нового цикла весны и возрождения природы, нового круговращения жизни. Так что простим ему погрешности в предсказании погоды и будем просто любоваться разбуженным сурком каждый февраль — как милым и очень мирным зверьком. Будь здоров, свистящий столбик!