Однако иногда мы, взрослые, умные, но не всезнающие люди, оказываемся в ситуации, когда не знаем, какую кнопку нажимать. А уж если и кнопки не видно… Можно рассчитывать на инициативу попутчиков, но подчас и спросить-то не у кого. Или неудобно. Или владение языком страны визита не на должном уровне.
Предположим, оказались мы в Париже. Лифты начинаются уже в аэропорту, и ими непременно придется воспользоваться, чтобы попасть к стоянке наземного транспорта. Хорошо, если сопровождающий группы проводит вас к автобусу, а если поездка индивидуальная? Рассчитываем только на себя.
Ориентироваться в Париже легко, и аэропорт (Руасси-Шарль-де-Голль) — не исключение. По указателям идем к лифту, запомнив, как это пишется: ascenseur.
Входим, нажимаем кнопочку… О! Первые хитрости. Система нумерации этажей (etage) или «уровней» (niveau) во Франции отличается от российской. Начинается она с наземного этажа, которому в лифте соответствует кнопка «0» или «RdC» (rez-de-chaussee
Эти же знания пригодятся нам в гостинице. Конечно, остановившись в отеле уровня «Крийон», «Риц» или «Георг V», вы будете избавлены от необходимости нажимать кнопку своего этажа, но в менее пафосных местах, а таких большинство, лифтер просто не поместится в кабину лифта при попытке сопроводить постояльцев. Парижские лифты — это песня, это сказка, это неглубокий шкафчик, неспешно взбирающийся по этажам.
Большинство отелей расположены в старых зданиях, не рассчитанных на современные коммуникации, и просторная лифтовая шахта в них просто немыслима. Обычный парижский лифт вызывается нажатием кнопки, по прибытии кабины замок двери разблокируется. Входите, нажимаете нужную кнопку (этаж соответствует первой цифре гостиничного номера), позволяете двери закрыться за вами. Дверь снабжена доводчиком, и тянуть ее, пытаясь ускорить процесс, обычно бесполезно.
Но аэропорт и гостиница — это лишь начало, лифты будут встречаться с завидной регулярностью. Например, в метро.
Метро в Париже удобное, продуманное, разветвленное и неглубокое. Исключением является станция Cite, расположенная на одноименном острове. Площадь острова и транзитность линии не позволяют вывести станцию ближе к поверхности, да и на длинные пологие подъемы (в Париже почти нет эскалаторов в метро) места недостаточно, поэтому станция представляет собой колодец с компактной лестницей и лифтом. Лифт автоматический, ничего нажимать не нужно. Об отправлении сообщается длинным гудком.
Удобно пользоваться лифтами в многоэтажных универмагах, таких как Галери Лафайет или Прентан. Да-да, там есть не только эскалаторы! Более того, есть лифты «сквозные», не останавливающиеся на промежуточных этажах. Это довольно удобно, если вы решили начать шопинг из-под купола, да и народу в них меньше. На поэтажной схеме и на указателях лифты обычно обозначены фигурками людей в дверях. А количество людей дает представление о размере лифта.
Все просто, совершеннейшие мелочи, но незнание подобных мелочей обидно еще и потому, что не позволяет полностью наслаждаться пребыванием в Париже. Разве приятно увозить с собой воспоминания о собственной недотепистости? Впрочем, нам это уже и не грозит.
Ну что ж, базовое представление о парижских лифтах у вас есть, и теперь я искренне желаю вам перейти от теории к практике. А в следующей статье поговорим о лифтах с точки зрения туриста.