Что же касается древней реки Нил, то она породила не только города, она породила всю страну. Если б не Нил, Египет представлял бы собой высушенную беспощадным солнцем пустыню. Нил — это протянувшийся на тысячи километров огромный оазис. Разливы Нила способствовали развитию земледелия, они приносили на его берега плодородный грунт. Не зря древние египтяне именовали свою зажатую вблизи берегов страну «черной землей», в отличие от «красной земли» — пустыни.
Нил — это транспортная артерия, объединившая страну в единое целое. На южной стороне пирамиды Хеопса находится так называемая Солнечная ладья. Ее Хеопс должен был захватить с собой, отправляясь в потусторонний мир. Ладья построена из кедра без единого гвоздя. На ней и сейчас видны следы ила, хотя плавала она по Нилу более четырех с половиной тысячелетий назад.
Вы тоже могли бы прогуляться по Нилу, чем вы хуже фараона? К вашим услугам по реке снует множество комфортабельных теплоходов, катеров и яхт, вас с удовольствием возьмут на борт. Если у вас есть время, вы можете прокатиться по Нилу до Асуана. В советские времена он славился высотной плотиной. Но хоть объем ее в 17 раз превышает объем пирамиды Хеопса, чудом ее никак не назовешь, есть плотины и побольше. Сейчас Асуан — это модный курорт, правда, слегка жарковатый.
Курортов в Египте не так уж много — что взять со страны, 96% территории которой — каменистая пустыня. И, тем не менее, египтяне талантливо воспользовались тем, что оказалось в их распоряжении, и сотворили чудо. На берегах чистейшего в мире Красного моря, вдоль Нила, возникло множество относительно небольших, но приятных во всех отношениях курортных городков — Дахаб, Луксор, Таба, Эль-Гуна.
Самые известные и наиболее посещаемые — Хургада и Шарм-эль-Шейх. Что означает слово «Хургада», я не знаю, а вот «Шарм-эль-Шейх» можно вольно перевести как «Царский залив». Хургада расположена на африканском берегу Красного моря, а Шарм-эль-Шейх угнездился на самой южной оконечности Синайского полуострова.
Здесь всегда безоблачное небо, близость моря смягчает жару, в августе редко бывает жарче 33, а зимой меньше 28 градусов.
Здесь бесконечные вереницы пляжей, заливчики и бассейны, кипень тропической зелени.
Здесь сотни отелей, дискотек, баров и ресторанов. Вы ничего не имеете против ежевечерних шоу, танцев живота и конных аттракционов на горячих арабских скакунах?
Здесь легко и просто съездить на сафари, понырять с аквалангом среди рифов, уйти в глубины на настоящей подводной лодке с огромными иллюминаторами.
Но самое грандиозное развлечение — это посещение Каира и Больших Пирамид. Это обязательный номер программы, изюминка любого туристического круиза. Сообщение между городами, находящимися, правда, на солидном расстоянии друг от друга, регулярное и хорошо налаженное.
Когда-то в детстве, в кинофильме «Последний дюйм», я услышал экзотическую для нашего советского слуха фразу «Я лечу в Хургаду». Теперь для тысяч россиян эта фраза стала вполне обыденной.
Наше свидание с Египтом, увы, подходит к концу. И дело не в том, что о нем нечего написать. Как раз, наоборот, эта тема неисчерпаема. Просто прав был немецкий археолог Людвиг Борхардт, сказавший о бюсте Нефертити: «Описывать бесполезно — смотреть!». Эта фраза полностью относится и к Египту. До встречи у пирамид!