Кто охраняет покой парижского Пантеона?

Реклама

Бывает, видишь что-то знаменитое, огромное и прекрасное, но оно не трогает душу, оставляет спокойным и открытым для новых эмоций. А иногда, гораздо реже, внешне малозначительный эпизод заставляет возвращаться к нему снова и снова. И особенно горько сожалеешь, что опоздал, не спросил, не узнал сразу, если нет возможности немедленно ответить на все волнующие вопросы. Сожалеешь — и думаешь об этом, выдвигаешь версии, выстраиваешь систему, в которую укладываются понравившиеся догадки. И пусть это только теория, но она заставит вернуться, уточнить и не остаться разочарованным, даже если факты будут неумолимо свидетельствовать не в ее пользу.

Под куполом Пантеона рядом с кольцом, очерчивающим колебания маятника Фуко, сидит зеленая каменная кошка. Кто она? Что она делает в усыпальнице великих сынов и дочери Франции? И каким образом? Не просто же так она пришла и села, устав играть с золотистым мячиком, мерно качающимся на длинной нити.

Реклама

Ее характерная внешность наталкивает на мысли о древнем Египте, но где Париж — и где Африка? Однако мысль уже работает.

С какой стороны подобраться, за какую ниточку тянуть?

Случайно ли некрополь назван Пантеоном? Ведь пантеон в политеистических религиях — это все почитаемые боги, и это более уместно для древнего Египта, чем для Франции конца восемнадцатого века, когда Национальное собрание постановило, что отныне церковь Святой Женевьевы становится усыпальницей великих людей страны. Надеюсь, Святая Женевьева не обиделась, все же именно она является законной покровительницей Парижа, спасшей город от нашествия Атиллы силой своих молитв. К тому же, ее останки находятся по соседству — в потрясающе красивой церкви Сен-Этьен-дю-Мон, а стены Пантеона украшены фресками Пюви де Шаванна с сюжетами, посвященными ее житию.

Реклама

Или, быть может, пора вспомнить фразу из «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина, где он вскользь бросает идею, что название Парижа дано по населяющему его некогда племени паризиев и происходит от слов «пара» и «Изис», то есть, «под покровительством Изиды». И, хотя в следующей же строке он поспешно отказывается от этой теории, зерно уже брошено.

У Изиды и Осириса, главенствующих в древнеегипетском пантеоне, была дочь Бастет (Баст), которая также являлась предметом довольно значительного культа. Угадайте, в виде какого животного изображалась эта богиня? Действительно, египтяне как никакой другой народ, почитали кошку, сведя ее непростой характер к радостным понятиям добра, веселья, любви, материнства, плодородия, домашнего очага. Богине-кошке посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.

Реклама

Богиня любви и веселья, говорите? Париж располагает и к тому, и к другому. Изида, конечно, не могла бросить дом, трон и мужа, но и оставлять город без покровительства ей наверняка не хотелось. Пропадет ведь. И она поручила защиту своей девочке.

Египет кошек обожествлял, парижане кошек любят. В их честь называют улицы и турне, их лукавые мордочки смотрят на нас с постеров и открыток.

Так, может, у Парижа с Египтом больше общего, чем мы думаем? Может быть, не случайно в Париже оказался обелиск Луксора, да не просто «оказался», а гордо высится в центре города на площади Согласия? Или пирамиды Лувра, установленные во дворе бывшей резиденции французских королей перед новым открытием египетской экспозиции музея, которая действительно впечатляет? Более «египетские» вещи себе трудно представить. Не сказывается ли это влияние усатой покровительницы? И как они ладят с канонизированной пастушкой?

Вопросы, вопросы… Неутоленное любопытство мешает спать, но помогает жить.

Кошка застыла, но зорко смотрит, не потревожит ли кто покой Пантеона, ведь ей доверена благородная миссия оберегать вечный сон писателей и ученых, политиков и просветителей, генералов и миротворцев.

А маятник отсчитывает мгновения вечности.

Реклама