Художник родом из Грузии, но всегда своей родиной считал Армению, опираясь на генетическое чувство и память рода: его предки — выходцы из Муша и Карса, князья и видные общественные деятели. Уже более пятидесяти лет Эдвард живёт в Армении. В 1977 году окончил Художественное училище N 8 по обработке ювелирных изделий. По окончании три года проработал на фабрике сувенирных изделий, а с 1986 по 1989 год был реставратором по металлу в Сардарапатском музее. С 1998 года занимается миниатюрной живописью и одновременно дизайном сувенирных изделий. В этом же году ему было Явление, после которого в его творчестве стали преобладать исключительно религиозные мотивы, в частности, кресты.
На данный момент Эдвард является автором более 5000 крестов-миниатюр, совершенно отличных друг от друга. Самый же большой крест — метровый — сейчас находится в Конгрегации мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. Работы Эдварда Ханояна, отмеченные несколькими дипломами и благодарственными письмами, в частности от Каталикоса Всех армян Гарегина II и Министерства культуры Армении, разошлись по свету, и сейчас их географию уже сложно проследить, впрочем, можно сказать — где есть армяне, там наверняка будут и кресты-благословления от Эдварда Ханояна. На сегодняшний день около тысячи работ мастера находятся за рубежом и украшают частные коллекции ценителей его творчества.
Я обратилась к Эдварду с просьбой рассказать более подробно о том явлении, которое полностью изменило направление в его творчестве, и о самом процессе работы над крестами. Вот что он мне рассказал:
— Это произошло неожиданно, хотя, по моему мнению, в мире не бывает неожиданностей, все предопределено. Однажды, вернувшись с работы и едва переступив порог, я услышал Голос: «Выйди на балкон и посмотри на небо!». Следуя повелению, я вышел на балкон и поднял глаза — на небе виднелась маленькая беленькая точка, похожая на лёгкое пёрышко. У меня дома имеется коллекция биноклей, которой я тут же воспользовался, и вместе с женой мы рассмотрели на небе шар, похожий на «тарелку», которая переливалась шестью-семью цветами. Она медленно двигалась по небу в течение десяти минут и скрылась за зданием. Конечно, говорить о «тарелках» тому, кто этого не видел, просто сумасшествие. Но не я один видел это Явление — со мной была жена, так что, если говорить о сумасшествии, значит, нас двое, причем впавших в это состояние одновременно.
Через три дня я внезапно проснулся среди ночи и не мог уснуть. Встав с постели, взял ручку и бумагу и начал рисовать. Возникло ощущение, что кто-то водил моей рукой, при этом я ничего не видел и не слышал. Полученное изображение было похоже на летающую тарелку. Потом я нарисовал ещё одну миниатюру, затем следующую, совершенно не понимая их смысла. Разглядывая свою третью абстрактную работу, я, следуя внутреннему голосу, установил на одну точку этого рисунка никелевый колпачок от ручки и увидел нечто: в вытянутом зеркальном отображении рисунка вырисовалась четкая фигура женщины. Разгадка рисунка, созданного по странному наитию, так же странно пришла сама собой. Сейчас люди ищут код да Винчи, я нашёл свой код. Эля Ованесян, астроном и математик, находит в моих крестах коды разных галактик, содержащие в себе данную свыше информацию, которую я уже могу читать.
Приступая к работе, я настраиваюсь на положительные эмоции, которые передаю изображению. Одним из главных элементов работ является Солнце, излучающее тепло и добро. Из практики я уже заметил, что, начав работу, я, во что бы то ни стало, должен её закончить, иначе происходят какие-либо неприятности со мной и моими близкими, или катастрофы в мире. Но, возможно, это просто совпадения… Не люблю работать в присутствии посторонних людей — постоянно чувствую их биотоки, которые не всегда чисты. Рулон тонкого холста у меня остался с советских времён… Подобного качества сейчас не найти! Работаю карандашом, иглой и тонкой кистью. Готовлю краски сам — смешиваю лак, бронзу, акварель, гаушь и другие компоненты и добавляю одно химическое вещество… Какое — не скажу! Это я держу в тайне. Должен же быть секрет у художника! Рисую в основном на холсте, но когда-то начинал с бумаги. Сейчас на бумаге выполняю эскизы для ювелирных изделий, которые наши мастера используют в своих работах.
Часто я дарю кресты тем людям, которым этот крест действительно необходим. Бывали случаи, иду по улице и вдруг слышу Голос, что должен зайти вот в этот магазин и подарить продавцу крест. Дарю! Конечно, некоторые люди в таком даре узревали сумасшествие, а потом… рассказывали о происходящих чудесах в их жизни. Так, в одной семейной паре не было десять лет детей, и они уже не мечтали о таком счастье. В подарок на день рожденья я преподнёс женщине своё творение, а через некоторое время она забеременела двойней. Я дарю кресты больным и немощным, чтобы им легче было справиться с недугом.
Конечно, надо же на что-то жить, для продажи выставляю работы на малом Вернисаже, но порой за месяц-два не продаётся ни одной картины, хотя цена их не так уж велика. А бывает, что какой-нибудь заезжий армянин покупает сразу несколько штук и увозит за моря и океаны. Зачастую мне ставят в упрёк мою «коммерческую деятельность» — мол, рисуешь от Бога и пытаешься продать! На что я отвечаю, что, приходя в церковь, человек покупает свечку, молитвенник или крестик для священного обряда, так почему же я не могу продавать хотя бы малую часть своих работ?! Несмотря на то, что моей рукой в момент написания картин водит некто свыше, но для претворения всего этого в жизнь требуются вполне земные материалы — холсты, краски, рамы, кисти
На мой последний вопрос — есть ли на Земле место, которое он для себя бы назвал святым, Эдвард с гордостью ответил: «Есть! И это — Армения! В какой ещё стране сконцентрировано столько святых мест?!».
Наша встреча не была случайной: друг Эдварда Ханояна — поэт, переводчик, сербист и консул Сербии Бабкен Симонян показал художнику интервью, которое я сделала с последним не так давно. Эдвард сказал: «Я хочу подарить этой девушке крест!». Что он и сделал на прощание. Удивительно, но в изображении я увидела свои любимые цвета и тонкие линии, повторяющие мой силуэт. Наверно, мне необходим этот крест, раз Голос, услышанный Эдвардом Ханояном, указал на меня…