Эта песня, на слова И. Кашежевой и музыку Г. Пономаренко, была весьма популярна в 60−70 годы прошлого века, ее исполняли и якут Кола Бельды, и Екатерина Шаврина. Благодаря песне многие узнали, что есть на Крайнем Севере, за Полярным кругом, город Нарьян-Мар, гордо именуемый столицей Ненецкого Автономного округа (НАО). Песня стала гимном города. Вообще же о Нарьян-Маре его жителями сложено очень много песен — не всякий большой город может похвалиться этим.
У меня есть видеокассета на полтора часа с песнями о родном городе, в исполнении местного самодеятельного хора. Вот слова из красивого вальса о Нарьян-Маре:
«Снова ночь, снова ночь опустилась на город,
И огни, словно тысячи звезд на пути,
Каждый город по-своему каждому дорог,
Но милей, чем тебя, Нарьян-Мар, не найти…»
Обо всех песнях не расскажешь в статье, но куплет еще приведу, он прямо говорит о географическом положении города:
У большой реки Печоры
Стоит город небольшой
И зовется «Красный город»
Город тундры вековой…
Нарьян-Мар — в переводе с ненецкого означает Красный город. Он молод, не может похвалиться вековой историей. Когда-то в устье Печоры был небольшой поселок Белощелье, в 1931 году он был переименован в поселок городского типа Нарьян-Мар, и туда был перенесен из деревни Тельвиска (примерно 5 км от Нарьян-Мара) центр Ненецкого округа.
Рядом с деревней Тельвиска в прошлом находился город Пустозерск, известный тем, что там содержался под стражей протопоп Аввакум, проповедник старой православной веры, активно выступавший против реформ патриарха Никона. 14 апреля 1682 года Аввакум и три его сподвижника были казнены мученической смертью — сожжены в срубе.
Пустозерск просуществовал как поселение до 1962 года, когда из него выехала последняя жительница А.Кожевина. Сейчас на месте казни Аввакума поставлены кресты — один «осьмиконечный» лиственничный, другой символизирует основание сруба, в котором сожгли протопопа «со товарищи». А в Нарьян-Маре в 1999 году на бывшей Красной площади построили символический деревянный «домик» с куполом и крестом, в память об исчезнувшем городе.
10 марта 1935 года постановлением ВЦИК рабочий поселок Нарьян-Мар был преобразован в город, эта дата и считается днем рождения города. Состоял он из нескольких маленьких поселков: Калюш, Кармановка, Качгорт, Сахалин, поселка при лесопильном заводе № 51, с общим населением 7000 человек. Тогда же начали строить морской порт. Хотя Нарьян-Мар находится в 110 км от Баренцева моря, Печорская губа (губами на севере называют широкие устья рек) очень широкая и глубокая, позволяет крупным морским судам доходить до порта. Порт стал сердцем города. Про Нарьян-Мар говорят, что сюда «только самолетом можно долететь». А в 30-е, 40-е, да и вплоть до 60-х годов, морское и речное сообщение были главными.
За короткий период навигации морем и по Печоре сюда завозят строительные материалы, оборудование, продовольствие и товары народного потребления. Отсюда везут пушнину, оленину, меховые изделия, продукты рыболовства, пиломатериалы. Здесь ведь до сих пор нет железной дороги, да и автомобильная, по которой можно бы выехать за пределы округа, отсутствует. Зимой накатывают «зимник», по которому тяжелые автомобили и тягачи везут грузы до железной дороги в г. Усинск (265 км) в Коми республике. И по- прежнему, важнейшим средством связи, как внутри округа, так и с «Большой землей», остается авиация. Особенно широко используются вертолеты, они летают и к геологам, и к оленеводам.
Лет 50 назад это был совсем маленький городок, с 12 тысячами жителей. «Деревянные дома, деревянный тротуар, не высокий, не широкий, славный город Нарьян-Мар…» — это еще из одной песни тех лет. Двухэтажные деревянные дома на два и три подъезда были на трех главных улицах — Смидовича, Выучейского и Первомайской. А большинство населения жило в одноэтажных домиках и щитовых бараках. Не было ни одного кирпичного дома, как не было ни водопровода, ни канализации. Не было и мощеных дорог вплоть до 60-х годов. Для пешеходов дощатые тротуары, на проезжей части — песок, который тучами поднимался при сильном ветре, как самум в пустыне. Только в поселке лесозавода часть дороги была вымощена бревнами.
Но зато была в нашем городе своя Красная площадь! А как же без Красной площади в «столице»? Конечно, ничем, даже отдаленно, она не напоминала московскую. Почему было дано такое название — история умалчивает. Она даже не была как-нибудь вымощена, просто пустырь, покрытый песком. На ней стоял большой двухэтажный деревянный дом, похожий на куб, в котором размещались кинотеатр «Арктика», Дом культуры, Краеведческий музей и клуб пионеров, и до 1948 года работал профессиональный драматический театр. Давно уже нет этого дома, а на бывшей Красной площади стоит теперь памятник Пустозерску. Самым красивым зданием был Дом Советов, где размещались все органы власти округа и города, горком и окружком компартии и ВЛКСМ. А ещё в 1950 году было построено здание окружного узла связи, ставшее символом заполярного города, которое венчает башенка в стиле ненецкого чума.
Но не было ни церкви, ни даже часовенки, поскольку город начал строиться в советское время, и предполагалось, что жители должны быть сплошь атеистами.
Климат здесь суровый. Зима длится около 8 месяцев с метелями и морозами под 45 градусов. Снежные сугробы наметает высотой с человеческий рост. В середине декабря солнце перестает показываться над горизонтом и наступает полярная ночь, которая длится хотя всего 23 суток, но практически с середины ноября и до конца января в помещениях приходится весь день пользоваться искусственным освещением. Зато зимние ночи бывают очень светлые, луна необыкновенно яркая, на улице при свете луны можно даже читать. А еще, хотя и не часто, в ночные и вечерние часы можно наблюдать северное сияние, удивительно яркое, красивое и загадочное явление! Разноцветные сполохи в виде волн гигантского размера образуют причудливые фигуры: то летящую птицу, то неведомого зверя…
Весной день становится очень длинным, светло почти круглые сутки, ненцы считают, что это олени приносят в тундру солнце на своих рогах. Летом, особенно в июне, солнышко совсем не садится, как бы компенсируя зимнее отсутствие. Весной, когда начинается ледоход, Печора выходит из берегов, затопляя при этом значительную часть города и прилежащих поселков. В отдельные годы вода в Печоре поднимается на шесть и более метров против обычного уровня. Так, в 1952 году подъем воды составил 7,08 метра, в 1998 году — 6,7 метра. Лето в Нарьян-Маре начинается после ледохода и спада воды, возращения Печоры в свое русло. Средняя температура июля +10 градусов, но бывают годы, когда воздух не прогревается выше 6−8 градусов. В последние годы, в связи с глобальным потеплением на планете, в июле случается жара до +30 градусов, и на пляже Печоры можно недели полторы-две загорать не хуже, чем в Сочи.
Что же привлекает сюда людей? Почему, раз приехав, люди как бы прикипают сердцем к этому краю, остаются надолго, порой навсегда, или возвращаются снова и снова?
Об этом читайте в продолжении статьи, во второй части.