Если В Армении испокон веков существует негласный закон: девочки выходят замуж, а мальчики идут в торговлю, в Латвии бывшая президент страны вместе с супругом организует фирму по консультационным услугам новым кандидатам в большую политику, то на Украине отец и сын создают семейный холдинг, который будет заниматься выращиванием сельскохозяйственных культур и их переработкой.
Кстати, в 2008 году Министерство финансов Украины планирует полностью освободить малый семейный бизнес от уплаты налогов. Об этом заявил первый вице-премьер Украины Николай Азаров: «Конечно, это не может быть предприятие, на котором работают 250 племянников и двоюродных сестер. Это будет именно малый семейный бизнес. Мы рассчитываем, что со временем он станет средним, что должно благоприятно сказаться на развитии нашей экономики!».
А вот чему стоит поучиться у семейных бизнес-кланов со всего мира.
Германия:
Кофейная компания «Далмайр»:
Именно семейные компании составляют основу экономики Германии: это 85% всех промышленных предприятий в стране, что в свою очередь даёт 3 миллиона рабочих мест. «Далмайр» специализируется на продаже кофе. Её история прослеживается ещё до начала 18-го века. Предшественники и предки нынешнего совладельца компании — Вольфганга Вилле — были поставщиками шестнадцати королевских дворов. Однако в середине 80-х годов Вилле продал свою долю концерну «Нестле». Ему нужен был капитал для крупных инвестиций. Сделка себя оправдала: компания стала продавать свой кофе по всей Германии и резко увеличила оборот, который достигает сегодня почти 400 млн евро в год. Основным показателем высшего качества кофе от компании «Далмайр» является неизменная закупка зёрен только на лучших плантациях Эфиопии.
Яичный ликёр «Verpoorten»:
131 год назад в Бонне был впервые найден рецепт яичного ликёра, который до сих пор хранится в строжайшей тайне и выпускается уже пятым поколением семьи Ферпоортен. Нынешний глава компании — Уильям Ферпоортен — носит галстуки исключительно жёлтого цвета и абсолютно уверен в том, что фирма ещё долгие годы останется в собственности семьи, несмотря на возросшую в последнее время конкуренцию.
Голландия:
Молочный бизнес… на двоих:
Сильнее всего в этой стране «семейственность» развита именно в сельском хозяйстве. Для простого голландца обыкновенная корова значит гораздо больше, чем какой-нибудь герцог или художник, потому что прославила эту страну на весь мир.
На среднестатистической ферме Вилема Дикстры, к примеру, трудится два с половиной человека (муж, жена и приглашённый на полдня работник). Здесь содержатся 120 коров, дающих в среднем 1 миллион литров молока в год! всё молоко поступает на сырный завод, которым руководит родной брат Вилема — Иохим Дикстра. На вопрос, сколько народу трудится на перерабатывающем заводе брата, Вилем заверил, что только сам брат с помощником. И эти двое выпускают по сто тонн сыра за год! Выходных и отпусков Иохим, конечно, имеет меньше, чем другие, но доволен, что есть работа, и кредит он недавно получил — всего под 5,5%. Недаром Евросоюз даёт точную статистику: один голландец кормит 30 европейцев!
Греция:
Сеть меховых салонов «Дионис»:
Почти вся греческая меховая отрасль сосредоточена в Кастории — горной провинции, находящейся на высоте около полутора тысяч метров над уровнем моря, где так же холодно, как, в России. Первая шуба из бобра появилась в Кастории еще в 14 веке. Затем, когда мех стал считаться показателем социального статуса, греческие меховщики начали шить для европейской знати. Передавали свои секреты из поколения в поколение, поэтому сейчас меховое производство — это, в основном, семейное дело. Жена владельца сети меховых салонов «Дионис» Илиаса Циоплиакиса — родом из Челябинска. Ее стараниями здесь открыт первый меховой салон, и семейный бизнес продолжает успешно развиваться.
Индия:
Мультимиллиардеру Мукеш Амбани, входящему в пятерку самых богатых людей мира, интересно всё: он открывает торги на бомбейской бирже, выступает на экономическом форуме в Давосе и инспектирует магазин только что запущенной торговой сети Reliance.
Когда-то отец оставил двум братьям Амбани неплохое наследство — один из крупнейших в мире нефтехимических комплексов. Затем компания старшего сына начала создавать всеиндийскую сеть магазинов разнообразных форматов: от гипермаркетов до небольших «соседских» торговых точек. А недавно Мукеш купил в пригороде Мумбаи 140 квадратных километров территории с тем, чтобы построить там мегаполис будущего: с широкими улицами, электричеством, канализацией и водоснабжением. Главным же украшением этого Города Солнца станет самый большой в мире небоскреб — только для одной семьи.
Италия:
Дом Моды «Etro»:
В Италии — более 90% компаний находятся в собственности одной семьи. Президентом компании «Etro» является глава семьи — Джироламо, двое его сыновей и дочь занимаются дизайном женской одежды, аксессуаров и сумок, мужской коллекции, а еще один сын занимается администрированием и финансовыми аспектами бизнеса. Их кредо: личные отношения в бизнесе всегда должны быть на первом месте! «Все мы чувствуем себя частью одной семьи. И когда мы ищем партнеров по всему миру — мы ориентируемся на семейные компании. Выходя на российский рынок, мы также выбрали партнера, отталкиваясь от концепции нашего брэнда. Мы выбрали „Bosco di Ciliegi“, потому что у этой компании тот же семейный дух, что и у нас!».
Финляндия:
Группа фирм «Монена»:
90% всего бизнеса в Финляндии — это тоже семейные микрофирмы, где меньше 10 сотрудников. Тево Партанен — основатель группы фирм «Монена». Его сын — Юкка — исполнительный директор компании. Свои 50% акций компании Юкка выкупал у отца каждый год по чуть-чуть. И продолжает выкупать до сих пор. В правлении «Монены» — Тево и два его сына. (Хотя по закону в правлении семейной компании может быть даже один человек!) Тево — 7 лет официально на пенсии. Однако фирма платит ему зарплату, он обязательно проверяет ежемесячный баланс, смотрит на показатели работы.
Головная фирма развивает непосредственно товар, а субподрядчики развивают свои профильные средства производства: если уж они делают краску, то знают эти процессы от и до. Как раз этого не могли понять в Советском Союзе! Делали трактор на одном заводе от начала до конца, и получали изделие среднего качества. А здесь развитие идет абсолютно во всем: каждый, отвечающий за свой участок, ездит на свои специализированные выставки, совершенствует качество работы.
Швеция:
Концерн «ИКЕА»:
Знаменитая мебельная империя — тоже семейное предприятие. В 2002 году её основатель — 76-летний Ингвар Кампрад, передавая дела троим сыновьям, завещал им целую философию. В компании не знают особых привилегий для начальства, здесь презирают дорогие костюмы и галстуки, здесь все — от грузчика до директора филиала — друг с другом на «ты». «Скромность — вот, что самое главное для нас! На свете слишком много снобов, которые смотрят на всё свысока. Они-то и портят отношения в коллективе! — говорит Ингвар. — Помню, на одном из заседаний руководства мы подводили итоги года. Очень хорошие итоги. Так много мы ещё никогда не зарабатывали! Я тогда сказал: хорошо, давайте будем почивать на лаврах и насладимся своим успехом… целую минуту. И мы ровно минуту почивали на лаврах! А потом пошёл разговор о том, что ещё можно улучшить».
Югославия:
Строительная компания «Мивел»:
На сайте компании значатся гордые слова: «Семья — это символ традиции и порядочности. Мы — яркий пример семейного бизнеса!». 40 лет назад свою карьеру в «Мивел» начал Божидар Велянович. Знания и любовь к профессии он передал сыновьям. Сегодня Божидар возглавляет компанию «Мивел», старший сын Александр управляет московским представительством, а младший, Срджан, руководит компанией «Басвелл Групп» в Белграде (этот филиал занимается разработкой и производством столярных изделий и алюминиевых конструкций для фасадов домов).
Япония:
Компания «Sony»:
В Китае или Японии человек со стороны имеет крайне мало шансов стать желанной «штатной единицей». Там полагают, что «свои» принимают интересы фирмы ближе к сердцу, чем «чужие», ничем с ней не связанные.
Кстати, в странах Востока существует очень верный подход к бизнесу, в том числе и семейному: «рублём» там не наказывают, а только поощряют! Тот, кто сделал бракованную деталь, получает обычную зарплату и мучается угрызениями совести, в то время как тот, кто заметил этот брак — может рассчитывать на хорошую премию.
Выбор — за Вами, читатель: будете ли Вы теперь работать с родственниками бок о бок или предпочтёте лишь рассказывать им об успехах на работе?
Будьте удачливы — в любом деле!