Надевают ли президента на голову, фельдмаршала на плечи, а генерала на...?

Реклама
Грандмастер

Многие названия одежды происходят от имен и фамилий знаменитых людей, которые ввели их в обиход или сделали модными.
Прежде всего, конечно, приходит в голову пушкинское:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…

Симон Боливар (Simon Bolivar) (1783 — 1830) родился в Каракасе (Венесуэла) в семье испанского аристократа. Он смолоду проникся революционными идеями, особенно после того, как побывал в Европе.
Венесуэла была испанской колонией, но в 1808 возник неожиданный шанс — сбросить колониальное иго Испании, воспользовавшись тем, что Испанию завоевал Наполеон и ей было не до колоний. На беду венесуэльцев, Наполеон замахнулся на Россию, все знают, что ему не поздоровилось, и в 1812 году испанские войска вновь оккупировали Венесуэлу. Положение повстанцев несколько раз менялось, но в 1821−22 гг. Боливар во главе отряда освободил Венесуэлу и Эквадор, а в 1825 еще и часть Перу, которая стала Боливией.

Реклама

В XIX веке в Европе были чрезвычайно популярны всевозможные повстанцы, революционеры, карбонарии и прочие, и в том числе — романтическая фигура Боливара и его широкополая шляпа из соломки. Сейчас их называют сомбреро.

Брюки галифе вошли в моду в конце 80-х годов XIX века, а сейчас они опять появляются, но уже как нарядная дамская принадлежность. Своим названием они обязаны генералу французской кавалерии Гастону Огюсту Галифе, который был ранен в бедро в боях франко-прусской войны.
В то время офицеры носили обтягивающие лосины, в которых пострадавший генерал ходить стеснялся — его ранение было слишком заметно. В силу этого он не мог появляться на балах! Тогда-то прекрасная дева (дочь его боевого соратника, видимо, была лично заинтересована в генеральском присутствии) и придумала для него необычный фасон: штаны, широкие в бедрах, а узкие от колена. Сначала над генералом хихикали, но потом быстро оценили удобство такого покроя для кавалеристов — чрезвычайно удобно было надевать сапоги. Такие брюки стали называться галифе, и мы множество раз видели их в исторических фильмах, где действуют залихватские и циничные белые офицеры, а потом и героические советские военачальники и командиры.

Реклама

Это о нем писал Маяковский:

Вы думаете —
это солнце нежненько
треплет по щечке кафе?
Это опять расстрелять мятежников
грядет генерал Галифе!

К штанам галифе полагался еще френч — закрытый пиджак с четырьмя карманами и хлястиком. Это уже придумка британского полководца, фельдмаршала Джона Дентона Пинкстона Френча. Этот фасон мы тоже много раз видели и в кино, и на парадных портретах военачальников, генералиссимуса Сталина и великого кормчего Мао, а также и великого вождя Ким Ир Сена. Сейчас, конечно, такой пиджак носят не только военные, а кто угодно.

Длинный вязаный жилет на пуговицах, казалось бы — чисто женская и мирная вещь. Но и его придумал военный: лорд Кардиган, он же Джеймс Брюнелл, во времена Крымской войны. В вязаном жакете под мундиром было тепло и удобно, а лорд, наверное, хорошо знал историю, и не хотел замерзнуть, как Наполеон. Как приятный дамский жакет,

Реклама
кардиган вошел в моду в 60-х годах ХХ века, в период повального увлечения вязанием.

Свежо будет напомнить, что макинтош — это не только компьютерное название, но и прорезиненный плащ. Шотландский химик Чарльз Макинтош догадался пропитывать ткань латексом (соком каучукового дерева) и получил непромокаемую ткань. Это изобретение сразу или постепенно оценили опять же военные и тайные сыщики, которым приходилось долгое время торчать на улице в любых погодных условиях, поджидая поднадзорную персону. Поэтому плащ макинтош был, как правило, неброского цвета, наглухо застегивался и имел поднимающийся воротник. Это так романтично!

Интересно, что фасон реглан тоже был изобретен примерно в это же время и тоже для скрытия последствий ранения. Генерал Фицрой Джеймс Генри Сомерсет Реглан был ранен в руку в битве при Ватерлоо. Чтобы скрыть дефект, он придумал выкройку рукава в одно целое с плечом, без шва. Этот фасон до сих пор известен нам гораздо больше, чем сам генерал, хотя в его честь назван город в Новой Зеландии.

Из более современных названий можно припомнить джинсы левис, но о них уже написал вездесущий и плодовитый Ю. Москаленко

Наверняка это не все названия-фамилии. Но всего в маленькой статье не охватишь, да и в голову пока больше ничего интересного на эту тему не приходит.

Реклама