Музеи Калининграда. 15. Как была задумана и создавалась Янтарная комната?

Реклама
Грандмастер
«Самая замечательная комната во дворце, дивившая современников, была, бесспорно, янтарная комната».
© Николай Гейнце (1852−1913), русский писатель чешского происхождения

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого разного. Интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

* * *

Думаю, излишне говорить о том, с каким интересом я осматривала представленные в музее копии панелей знаменитой Янтарной комнаты, созданные в реставрационной мастерской музея-заповедника «Царское Село», где реконструкцией этого общемирового шедевра ювелирного искусства занимались мастера-камнерезы Александр Журавлёв (до 1995 г. являвшийся руководителем мастерской), Александр Крылов, макетчик Виктор Жирнов и дизайнер Владимир Домрачев.

В панелях гармонично сочетаются кусочки янтаря от молочно-белого до тёмно-красного оттенков. Несмотря на то что со временем янтарь меняет цвет и прозрачность, с панелями Янтарной комнаты этого не происходило. Существует версия, что на сохранение первоначального цвета повлияли методы немецких мастеров, которые вываривали янтарь в льняном масле и меде, а в клей, которым приклеивали камни, добавляли коньяк.

Реклама

Как ни странно, но рождение идеи создания Янтарной комнаты (Янтарного кабинета, Янтарной каморы), по итогу ставшей шедевром ювелирного искусства XVIII века, довольно банально.

18 января 1701 года Фридрих Третий, с 1688 года исполнявший обязанности бранденбургского курфюрста, вдруг, оставшись тем же самым Фридрихом, стал… первым королем Пруссии! И став, решил, что это дело надо бы как-то отметить. Надлежащим образом. И создать у себя в королевстве что-то такое… Чего нет ни у одного другого европейского монарха. А чего у них нет?

Ответ на этот вопрос лежал прямо на поверхности: у них нет янтаря. Которого в Прусском королевстве достаточно! Ну, как минимум, для того, чтобы создать королевский янтарный кабинет.

Реклама

Сказано — сделано. В Кёнигсберг, в этом же 1701 году, из Копенгагена пригласили датского придворного мастера Готфрида Вольфрама. И он принялся за работу. Но через шесть лет разошелся во взглядах на заказанное ему изделие с новым придворным архитектором. И датчанина рассчитали, пригласив на смену ему янтарных мастеров из Данцига — Эрнста Шахта и Готфрида Турау. Следующие шесть лет над изготовлением Янтарного кабинета работали они.

А 26 февраля 1713 года Фридрих Первый скончался. История умалчивает, был ли его сын и наследник Фридрих Вильгельм Первый таким же великим экономом, как Евгений Онегин, но… Все дорогостоящие проекты, начатые его отцом, он свернул. В том числе и не доведенный до своего логического завершения проект Янтарного кабинета. Новому прусскому королю он оказался просто-напросто не нужен. Дороговато, однако. Но… Что делать с тем, что уже готово?

Реклама

И тут подворачивается случай. В 1716 году Фридрих Вильгельм встречается с Петром Первым. Не просто так встречается, а по важному для него вопросу возможного заключения союза между двумя государствами. И в знак уважения и дружеского расположения прусский король преподнес русскому царю «изрядный презент» — Янтарный кабинет.

Из Берлина в Петербург его везли через Кёнигсберг, Мемель и Ригу в ящиках на восемнадцати телегах.

При Петре Первом янтарный кабинет не был установлен, так как в коллекции не хватало нескольких деталей. Да и как-то все было не определиться — куда его? А тут как раз, в очередной раз, подворачивается случай.

Реклама

В 1743 году после очередного пожара уже в третий раз восстанавливали Зимний дворец. Елизавета Петровна и распорядилась… Туда, мол, кабинет этот. Ну, который батюшке подарили. Янтарный! Отделать им один из моих парадных покоев.

Работы, которыми руководил придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, и закипели. А по янтарю пригласили итальянского мастера «лепного и штукатурного дела» Александра Мартелли.

На месте недостающих деталей Растрелли распорядился закрепить зеркальные пилястры. Но затруднения возникли и при размещении панно, поскольку их композиционными центрами должны были стать большие резные янтарные рамы с зеркалами, которых в наличии, по факту, было три, и для обеспечения симметрии не хватало ещё одной, четвертой.

Реклама

Узнавший об этой проблеме, добивавшийся расположения русской императрицы Фридрих Второй тут же заказал своим мастерам изготовление аналогичной рамы. И в 1745 году торжественно преподнес её, украшенную роскошной резьбой с использованием российской императорской символики и увенчанную российской короной, Елизавете Петровне.

А в 1755 году Янтарный кабинет переехал в Царское Село, где по проекту Франческо Бартоломео Растрелли создавалась летняя резиденция императрицы. И туда, по приказу Елизаветы Петровны, его перенесли в буквальном смысле этого слова — на руках. На новом месте было решено: нет, не внутренние покои. Должно обустроить парадный Янтарный зал.

Естественно, возникла очередная проблема. У внутренних личных покоев какая площадь? А у парадного зала? Вот именно! Значительно больше: 96 квадратов при высоте стен 7,5 м. В то время, как общая высота янтарных панно на тот момент составляла 4,75 м. Снова потребовались дополнительные детали. Ну, а там, где их не хватило, Растрелли распорядился: расписать «под янтарь».

Реклама

И почти на двадцать лет Янтарную, уже не кабинет, комнату, оставили в покое. Пока к власти не пришла Екатерина Вторая. Вот ей показалось, что не дело это, когда большая часть комнаты соответствует названию и действительно Янтарная, а часть… «под янтарь». В общем, возмутилась императрица российская и в 1763 году издала специальный указ, которым повелела привести помещение в надлежащий вид.

Но для того, чтобы его исполнить… Специалисты нужны. Янтарных дел мастера. Их и пригласили. Из Кёнигсберга. Фридриха и Иоганна Роггенбуков, Иоганна Готлиба Велпендорфа, К. и Г. В. Фриде. А в помощь им дали русских учеников — Герасима Козловского, Никиту Савина и Александра Михайлова. Все вместе они сделали из янтаря филенчатые панели под пилястрами, промежутки между ними, завершающие и объединяющие всю композицию комнаты в единое целое гирлянды под карнизом.

Реклама

Смотреть всё

Чуть позже по рисункам архитектора Василия Неелова в комнате выложили художественный паркет из ценных пород дерева: клена, ореха, палисандра и красного сандала.

Вот так, усилиями многих людей самых разных профессий и специальностей, камерный Янтарный кабинет, каким он задумывался и изначально был, к 1770 году превратился в роскошный парадный зал, вызывающий неизменное восхищение у всех, кто его видел при свете 565 свечей, отражавшихся в 24 пилястрах и больших зеркалах, размещавшихся между окнами.

В таком неизменном виде Янтарная комната простояла в Большом Екатерининском дворце более полутора веков. А потом… Потом началась Великая Отечественная. 18 сентября 1941 года Пушкин (так к тому времени стало называться Царское Село) оккупировали немецкие войска. И Янтарная комната пропала…

А вот о том, как она пропала и как её восстанавливали — чуть позже.

Продолжение следует…

Реклама