Музеи Калининграда. 14. Какие изделия из «солнечного камня» представлены в Музее янтаря?

Реклама
Грандмастер
«Янтарь — это драгоценность, которая переносит нас в мир загадок и тайн природы».
© Мария Склодовская-Кюри, Нобелевский лауреат по физике (1903) и химии (1911)

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

* * *

На втором этаже Музея янтаря мы с подругой познакомились с историей использования этого минералоида с древних времен до наших дней.

Реклама

Здесь экспонируются редкие археологические находки, древнейшие украшения 4−2 тысячелетия до н. э., погребальные бусы времён Римской империи, работы российских и европейских мастеров XVII−XX веков от предметов быта до скульптур и картин.

Например, копия кружки 1985 года со вставкой из колорированного янтаря бордового оттенка. Колорированным называется природный камень, которому по специальным технологиям придаётся определённый цвет, что в дальнейшем позволяет создавать уникальные ювелирные изделия с необычными цветовыми решениями. При правильном уходе за ними они сохраняют свою красоту и яркость на протяжении длительного времени.

Оригинал экспонирующейся в музее янтаря копии кружки, считающейся образцом резьбы по янтарю, изготовлен в Кёнигсберге в XVII веке и в настоящее время хранится в санкт-петербургском Эрмитаже.

Реклама

А вот — янтарные бокалы со сложной резьбой и инкрустациями. В коллекции есть копии и создававшиеся в Кёнигсберге оригиналы, относящиеся к XVII веку. В XVII−XVIII веках большая часть янтарных предметов использовалась в декоративных целях, но бокалы применяли и по прямому назначению. Считалось, что если в них налить отравленный напиток, то он прореагирует с янтарем, и наличие яда будет выявлено.

Реклама

Следующие, привлекшие моё пристальное внимание экспонаты, — украшения из янтаря. Те же самые медальоны. В музее представлена их научная реконструкция, созданная в 1979 году. Оригинал изготовлен в Копенгагене в XVIII веке и в настоящее время находится в Государственной галерее города Касселя (Германия, федеральная земля Гессен).

Реклама

На медальонах изображены рельефные профильные портреты датского и норвежского короля Ольденбургской династии Фредерика Пятого (1723−1766) и его второй супруги, королевы Юлианы Марии Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1729−1796). Во второй портрет, на мой взгляд, стоит всмотреться более пристально. Юлиана Мария — между прочим, родная сестра генералиссимуса русских войск и отца императора Ивана VI — Антона Ульриха Брауншвейгского.

Реклама

Или вот, свадебные бусы — колье XIX века. Ограненные, округлой формы, так называемые «кораллы», они были частью костюма коммуны Линдхорст в Германии (федеральная земля Нижняя Саксония). Обычно колье состояло из 20 бусин, изготовленных из крупных кусков янтаря, но по желанию состоятельных заказчиков количество бусин увеличивали. По их размеру и числу можно было судить о социальном статусе невесты.

Каждая бусина имела 500 граней, такая огранка называлась «кёнигсбергский шлиф». Колье дополнялось прямоугольными замками из металла с выгравированными инициалами владелицы и вышивалось стеклянным бисером. Такие украшения были семейной собственностью, частью приданого невесты или свадебным подарком жениха и передавались из поколения в поколение.

Реклама

Интересная история у ларца XVII века (копия 1979 года) из Данцига (оригинал хранится в Екатерининском дворце в Пушкине), подаренного Петру Первому в 1716 году во время его пребывания в Берлине. Ларец сделан из янтаря, дерева, слоновой кости и металла с навершием в виде женской фигуры.

Во время реставрации ларца в 1983 году на деревянной основе дна обнаружили надпись «Турау» и дату «1705 год». Они и подсказали специалистам, что ларец создан резчиком по янтарю Готфридом Турау, работавшим в период с 1697 по 1720 год в Данциге и Берлине. Тот самый Турау, который работал над созданием Янтарной комнаты.

Но об этом уникальном шедевре ювелирного искусства XVIII века поговорим более обстоятельно.

Продолжение следует…

Реклама