* * *
Направляясь в Музей изобразительных искусств, мы с подругой решили прогуляться по Эстакадному мосту, с которого открывается отличный обзор на прилегающие к нему районы центральной части Калининграда с узнаваемыми силуэтами его достопримечательностей: Кафедрального собора, музея Мирового океана и пришвартованными в непосредственной близости от него НИС «Космонавт Виктор Пацаев», НИС «Витязь», плавучим маяком «Ирбенский».
Мост был построен в 1972 году и заменил два самых возрастных из семи мостов бывшего Кёнигсберга: вместо бывших немецких Лавочного и Зелёного возвели один высокий, перекинувшийся над двумя рукавами реки Преголи и проходящий над историческим районом города — Островом Иммануила Канта. Мост хотя и неразводной, но способен пропускать любые суда.
С Эстакадного моста мы в очередной раз полюбовались уже хорошо знакомой нам Рыбной деревней, в которой никогда не торговали рыбой, и под приятные воспоминания о купленном на Куршской косе аппетитном копченом балтийском угре, подошли к Музею изобразительных искусств. Там нас поджидал мечтательный, пишущий стихи Папа Лео из небольшого семейства калининградских хомлинов — милых человекоподобных существ, пытающихся найти свой дом в Калининграде. Отсюда и хомлины (от английского home — дом).
Хотя… И зачем нам берег турецкий? А тем более — английский?! Но если так, какие, павлин-мавлин, хомлины? Домлины! От слова «дом». Наши, исконно российские домлины. И не одна я так считаю. Некоторые авторитетные источники так и называют этих калининградских «малышей». Но, увы, лишь некоторые. Поэтому не будем отрываться от основной массы всего прогрессивного человечества.
Хомлины — сказочные человечки, похожие на домовых. Высота бронзовых фигурок -около 20 см, у них большие головы и выразительные лица. Считается, что хомлины умеют обрабатывать янтарь и мастерят из него поделки, а из янтарной кислоты готовят особый эликсир, который дарует им жизненную энергию и долголетие.
В Калининграде в разных местах установлено семь фигурок хомлинов: Бабушка Марта, Дедушка Карл, Мама Варя, Папа Лео и трое их детей (Морячок Витек, Внучка Уля и Малыш Антошка).
Поджидавший нас Папа Лео сидел с задумчивым видом, наблюдая за облаками, гонимыми по сердито нахмуренным небесам свежим балтийским ветром. Рядом с ним предусмотрительно лежала шляпа: мало ли, а вдруг заморосит.
Пожелав Папе Лео творческих успехов, мы подошли к роскошному зданию Калининградского областного музея изобразительных искусств, ранее занимаемому Кенигсбергской торговой биржей. Здание впечатляло своим изяществом, которое не портила даже солидная монументальность. Даже реставрационные работы, проводившиеся за ширмами, установленными на парадной лестнице музея, не портили произведенного впечатления.
Здание было построено в 1875 году по проекту приглашенного из Бремена архитектора Генриха Мюллера в нетипичном для тогдашнего Кёнигсберга стиле итальянского неоренессанса с элементами классицизма. Его стены облицованы обернкирхенским песчаником — «камнем царей и королей». Основание покоится на более чем 2200 лиственничных сваях длиной от 12 до 18 метров, которые специально были привезены из Сибири, чтобы на зыбких болотистых грунтах гарантировать надежность возводимой конструкции.
Статуи, в прошлом установленные по углам крыши и символизировавшие четыре части света — Европу, Азию, Америку и Африку, были утрачены в 1944 году, в ходе бомбардировок Кёнигсберга британской авиацией, от которых здание, неплохо сохранившись снаружи, довольно сильно пострадало. Частичным разрушениям внутренних конструкций биржа подверглась и при штурме города советскими войсками в апреле 1945 года.
Более двадцати послевоенных лет здание стояло в руинах и использовалось исключительно в качестве декораций на съемках фильмов о войне. Именно здесь, например, снимались заключительные сцены снятой на киностудии «Грузия-фильм» знаменитой ленты режиссёра Резо Чхеидзе «Отец солдата» (1964 г.).
Реконструкция началась в 1967 году, после того как семью годами ранее постановлением Совета министров РСФСР зданию биржи был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В советский период в здании находился Дворец моряков, затем Областной центр молодёжи.
А в 2018 году открылся Калининградский музей изобразительных искусств, ранее располагавшийся на Московском проспекте, в здании с восемью экспозиционными залами площадью от 150 до 500 кв. м. В настоящее время площадь экспозиционного пространства музея — 1690 кв. м, плюс 512 кв. м — площадь фондохранилищ.
Вход в музей, как и в добрые старые, восточнопрусские времена, по-прежнему охраняют скульптуры двух львов-щитодержателей из обернкирхенского песчаника, работы известного скульптора, уроженца Кенигсберга, Эмиля Хундризера (1846−1911). Они реставрировались в день нашего посещения музея.
Продолжение следует…