* * *
На том же этаже, где находится зал войны историко-художественного музея, размещена и панорама «Кёнигсберг-45. Последний штурм», для которой выделена специальная закрытая часть, куда, как выяснилось, пропускают по отдельным билетам. Сразу мы их не купили, а после осмотра всех залов поняли, что ограничены по времени: впереди нас ожидало довольно много запланированных на этот день мероприятий. Соответственно, мы с подругой и направились к выходу.
И вот там… Не доходя двух шагов до касс. Налево и три ступеньки вниз… И как мы не заметили объявления-афиши на входе? Хорошо, что не пропустили на выходе. Благодаря чему попали на небольшую, но уникальную экспозицию шелковых картин — «С французским шармом», на которой представлялись чуть более сорока работ. Они заворожили и покорили меня своим изяществом и совершенством.
На выставке были представлены экспонаты из самой крупной в мире частной коллекции французских шёлковых картин, принадлежащей калининградскому коллекционеру Татьяне Ивановне Шидловской.
Произведения созданы в конце XIX — начале XX веков на фабрике братьев Нейре. Картины ткались на специальных вышивальных машинах. Для большинства из них использовалась высококачественная шелковая нить в двенадцати оттенках белого, серого и черного, что создает эффект гризайли, заключающийся в создании иллюзии объёма и глубины за счёт использования различных оттенков серого, благодаря чему вышивка становится похожей на гравюру.
На один квадратный сантиметр полотна приходится примерно три тысячи стежков, что обеспечивает высокую степень детализации картин.
Фабрика братьев, которая так и называлась Neyret Freres («Братья Нейре»), изначально специализировалась на ярлычках для торговых марок и лентах для медалей. Но со временем расширила ассортимент и в конце XIX века занялась производством шелковых картин, которые в то время использовались для украшения интерьеров, для оформления дорогих сумочек, кошельков и других предметов. И потому на них был обеспечен устойчивый спрос со стороны состоятельных покупателей. Это, в свою очередь, делало гарантированным сбыт такого, как бы сейчас его назвали, эксклюзивного товара.
Осматривая превосходные картины, я не только оценивала мастерство ткачей, но и знакомилась с творчеством известных художников конца XIX — начала XX веков, чьи работы легли в их основу.
Экспонаты этой выставки размещены по темам: с религиозными, семейными, любовными и другими сюжетами.
Вот, например, картина с религиозным сюжетом — «Вербное воскресенье», создана по произведению Элизабет Сонрель (1874−1953) — французской художницы-символистки, в работах которой на протяжении всего её творчества прослеживаются мотивы романтических легенд о короле Артуре, средневековых баллад о любви, библейских сюжетов.
Недалеко от неё — анималистическая работа начала ХХ века «На охоте», в основе которой — картина французского художника Поля Тавернье (1852−1943), специализировавшегося на изображении сцен охоты и животных.
В жанре пасторали картина «Жанна в образе пастушки» по картине Жака Франсуа Фернана Лематта (1850−1929) — «Жанна Де Арк» с историческим сюжетом. Национальная героиня Франции в образе кроткой девушки, напряженное выражение лица которой — единственный тревожный предвестник трагических событий в её судьбе.
Картины с сюжетами, где присутствуют дети и старики, представлены в разделе «Семейное счастье». На них отображены радости детства, семейный
Шелковые картины вызвали восхищение и умиротворенность, они притягивали, как магнит. Не хотелось отрываться от них, очень приятно было рассматривать все детали сюжетов. Кроме превосходных картин, на выставке мы полюбовались произведениями декоративно-прикладного искусства и антикварными открытками.
Из старейшего музея Калининграда я уходила с желанием еще раз побывать в нем. Сколько интересных экспонатов, достойных осмысленного рассмотрения, просто промелькнули перед глазами, а к тем, от которых остались яркие впечатления, хочется вернуться снова.
Но впереди нас ждут и другие музеи.
Продолжение следует…