* * *
В зале «Горизонты памяти», посвященном послевоенной истории Калининградской области, мы стали живыми свидетелями нелегкой жизни поколения наших дедов и отцов в первое послевоенное десятилетие.
С большим интересом рассматривали предметы, связанные с бытом переселенцев, продукцию первых калининградских предприятий.
Узнали, что переселение в Калининград и Калининградскую область после Второй мировой войны началось после того, как 9 июля 1946 года Советом Министров СССР было принято постановление № 1522 «О первоочерёдных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства Калининградской области».
Уже в августе было организовано массовое перемещение людей из разных областей России, Белоруссии и четырех автономных республик. Первый эшелон прибыл из Брянской области 23 августа 1946 года. Прибывших расселили в городе Гумбинен (ныне районный центр Гусев). Следующим днем, но уже в район И́нстербурга (ныне г. Черняховск), прибыл эшелон c переселенцами из Курской области.
Наибольшее число переселенцев в этот начальный период были выходцами из Москвы, Ленинграда и Смоленской области, где централизованная вербовка не проводилась. Смоленская область была ближайшей к Калининградской и одной из самых пострадавших в годы войны. Лишенные крова люди сами ехали на новые земли, где для начала можно было найти хотя бы крышу над головой. Из Москвы и Ленинграда в регион направлялись специалисты, комсомольские и партийные работники.
Переселенцев размещали по принципу землячеств. В одном районе заселялись прибывшие из одной области, что отражалось и на новых топонимах: Ново-Московское, Ижевское, Великолукское.
Первым переселенцам предоставлялся бесплатный проезд до места заселения, освобождение от налогов и беспроцентные ссуды на 10 лет. Пустующее от прежних владельцев жилье предоставляли бесплатно на выбор. При этом норматив жилой площади на человека был выше, чем действующий средне-сложившийся в целом по стране.
Помимо переселения крестьян, происходил массовый завоз рабочих и специалистов. Калининградские предприятия самостоятельно разыскивали квалифицированных рабочих, рассылая своих вербовщиков по всей стране. По путевкам ЦК присылали выпускников вузов и техникумов. К началу 1950-х число переселенцев составило около 400 тысяч человек. После 1953 года массовый переезд снизился и начался естественный прирост за счет рождаемости.
Переселенцы вселялись в дома, оставленные немцами. Нередко семья жила на втором этаже, а на первом держали скотину. Разрешалось пользоваться немецкой мебелью, посудой и другими предметами быта, оставленными в домах.
В сильные холода некоторые переселенцы стали разбирать кафельные немецкие печи и складывать традиционные русские, поскольку с теми, что стояли в домах у них, из-за незнания конструкции немецких печей, не было навыков их эксплуатации. А с печами, вообще-то, необходимо предельно осторожное обращение. Чуть где что не так — глядишь, и… Угорели жильцы. Тут и до смертельных случаев один шаг. Для растопки печей использовали оконные рамы, паркет, мебель и даже
В наиболее разрушенных городах для переселенцев строили общежития.
В Калининграде и области в те времена массово занимались кладоискательством. Иногда находили зарытую в тайниках немецкую посуду, серебряные столовые приборы. Все найденное продавалось на базаре. Естественно, особо не афишируя источник происхождения товара. Иначе ведь и того… Реальный срок можно было получить!
В городах области переселенцы восстанавливали разрушенный войной жилой фонд, заработали почти все уцелевшие промышленные предприятия.
Военным комендатурам удалось нормализовать жизнь в регионе. После этого полномочия власти были переданы гражданскому управлению.
Некоторые переселенцы не прижились в области. Процесс, при котором часть из них уезжала, назвали обратничеством. Оно коснулось около 38% от общего числа переселенцев.
Согласно данным советских архивов, по состоянию на 1 сентября 1945 года в советской части Восточной Пруссии проживало чуть меньше 130 тысяч немцев, свыше 80% из которых были зарегистрированы в Кёнигсберге и трёх ближайших к нему районах. До осени 1947 года небольшая их часть (около 20%) выехала из Калининграда самостоятельно.
А 11 октября 1947 года Совет министров СССР принял постановление № 3547−1169с «О переселении немцев из Калининградской области РСФСР в советскую зону оккупации Германии». Литера «с» в конце второй цифры этого документа означает, что он был секретным.
И началась депортация. В первую очередь переселению подлежали лица немецкой национальности, проживающие в гор. Балтийске (Пиллау) и в целом — в районе побережья, а также:
- семьи нетрудоспособных лиц;
- немцы, не занятые общественно-полезным трудом;
- немецкие дети, находящиеся в детских домах, и престарелые немцы, содержащиеся в специализированных учреждениях.
Переселяемым разрешалось взять с собой личное имущество (до 300 кг на семью). Естественно, в него не включались ценности и предметы, запрещенные к вывозу таможенными правилами. За год (до начала ноября 1948 года) в Восточную Германию было переселено чуть более 102 тысяч немцев.
С конца 1948 года и в течение трех последующих лет немцев в Калининградской области периодически отлавливали. С учетом этого дополнительно было депортировано немногим менее тысячи человек.
Так, в принципе, за счет организованного переселения и принудительной депортации была сформирована нынешняя демографическая структура населения Калининградской области: 80% проживающих на территории (по данным 2010 года) являются русскими (772 534 человека), 60,4% населения области (по итогам микропереписи 2015 года) составляют её уроженцы.
Продолжение следует…