Самый западный город России. 10. Где находится самая западная точка России?

Реклама
Грандмастер
«Две тысячи лет назад греки… вслед за египтянами посчитали Запад естественным концом света, куда могли ходить лишь отчаянные герои ― Геракл, Ясон, Одиссей».
Николай Непомнящий «Эти старые «Канарские тайны», 1976

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

Предыдущая часть

* * *

За несколько дней, проведенных в Калининграде, я отчетливо уяснила, что императрица Елизавета Петровна для этого субъекта Федерации — фигура знаковая. Куда бы ты ни попал в городе… Или даже передвигаясь по области… Практически повсеместно, на самых видных местах — те или иные знаки, портреты, информация, напоминающие об этой исторической личности. Учитывая все это, немного удивляло полное отсутствие памятников «дщери Петровой».

Балтийск полностью, в пух и прах, развеял все эти удивления. Главная достопримечательность его Морского бульвара — Елизаветинский форт с памятником императрице Елизавете Петровне, он просто поразил своей мощью и монументальностью.

Реклама

Сами посудите: высота статуи, установленной в 2004 году у Северного мола — 6,3 метра, общая высота памятника с постаментом — 14 метров, а вес… 12 тонн! По всем этим параметрам «дщерь» намного превзошла своего родителя: высота санкт-петербургского Медного всадника — 5 метров, вес — 8 тонн.

По своей монументальности балтийский памятник уступает только произведению скульптора Сосланбека Тавасиева, установленному в 1967 году на высоком берегу реки Белая в Уфе и посвящённому национальному герою башкирского народа — Салавату Юлаеву, вес которого — 40 тонн, а высота конной статуи — 9,8 метра.

Скульптор Георгий Франгулян изобразил императрицу верхом на коне в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка, вооруженную шпагой и пистолетами в седельных кобурах. Постамент выполнен в виде фортификационного сооружения из массивных каменных блоков. На бронзовых плитах его основания выгравирован российский императорский герб.

Реклама

Начинающийся практически сразу за комплексом Елизаветинского форта Северный мол продувается всеми ветрами Балтики, сильнейший ветер просто зашкаливал и едва не сносил с ног. Тем не менее мужественно, едва удерживая равновесие, мы добрались до крайней точки мола. Ощущение было такое, что находимся где-то если и не на краю земли, то на краю России — точно. Как нам пояснила экскурсовод: оконечность Северного входного мола в Балтийскую гавань — самая западная точка нашей страны.

Реклама

На самом же деле ею считается погранзастава Нормельн с географическими координатами 54°27′45″ с. ш. 19°38′19″ в. д., получившая свое название от прусского рыбацкого поселка Нормель, стоявшего на её месте до весны 1945 года, когда её напрочь снесло советскими авиабомбами, перепахавшими немецкий укрепрайон Балтийской косы.

Откуда в окончании её названия появилась дополнительная буква «н», не знают даже сами пограничники. Но, тем не менее, это не мешает им исправно нести службу по охране государственной границы протяженностью 800 метров по суше (от залива до моря), 8 миль — по Калининградскому заливу, и 12 миль — морской участок. От пограничного столба в Нормельне до самой восточной погранзаставы России — «Остров Ратманова» на Чукотке, даже если по прямой… Идти и идти! 7 200 км! А до польской границы… всего 1 800 метров.

Реклама

Пограничники на заставе отслеживают информацию, передаваемую четырьмя камерами наблюдения. Две из них — в районе моря, по одной — на заливе и на суше.

Получается, что самая западная точка России, куда открыт доступ для военных, — застава Нормельн, а для нас, гражданских, — оконечность Северного входного мола Балтийска, с которого мы увидели противоположный Южный входной мол и примыкающую к нему Балтийскую косу, представляющую собой узкую полоску земли, отделяющую Калининградский залив от основной части Гданьского.

Коса — природный феномен, который возник благодаря противоборству двух природных стихий: ветра и воды. Морские волны и береговые течения подтаскивают песок к берегу, а уже ветер переносит его дальше на саму косу, образуя так называемые эоловые отложения, которые мы хорошо знаем как дюны, высота которых на косе не превышает 40 метров.

Реклама

Волны Балтики периодически размывают косу, образуя проливы в разных её местах. Но потом приходят новые штормы и намывают песок, возвращая ее целостность.

Длина косы — 65 км, ширина — от 300 до 1800 м в средней и южной частях, 8−9 км — в северной. Большая часть территории (35 км) принадлежит России; небольшой юго-западный участок, соединяющийся с материком, относится к Польше (на польской территории коса называется Висленской).

Реклама

Коса покрыта песчаными пляжами и частично — залесеными дюнами. На российской части косы покрытые лесом площади составляют около 80%. Среди лесов преобладают сосняки (более 60%). Около 20% занимают березняки и небольшие участки ольшаников. Довольно редко на косе можно встретить ель, дуб, ясень.

Коса и прилегающие к ней воды Балтийского моря и Калининградского залива имеют большое природоохранное значение, поскольку являются одним из отрезков Беломоро-Балтийского миграционного маршрута перелётных птиц. На самой косе в гнездовой период выводят птенцов 96 видов пернатых, из которых 5 — редких для Балтийского региона.

На протяжении веков коса то исчезала под водой, то вновь появлялась на поверхности. Поэтому первое немногочисленное поселение появилось на ней только в XIX веке, когда началось строительство военных объектов для защиты города Пиллау. К началу XX века здесь проживало около 200 человек.

Реклама

С началом Второй мировой войны коса приобрела стратегическое значение. Здесь размещался важный немецкий аэродром Нойтиф, построенный в 1939 году для базирования гидросамолетов и самолетов с колесными шасси. Советские войска захватили его 26 апреля 1945 года практически целым. Аэродром стал использоваться гидроавиацией и истребителями, а затем был реконструирован под базирование противолодочной авиации.

Коса считалась закрытой зоной. В 1995 году воинские части вывели, аэродром забросили, сейчас он находится в полуразрушенном состоянии. До настоящего времени на его бывшей территории сохранились взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, обветшавшие и частично разрушившиеся ангары, в которых при желании ещё можно обнаружить выцветшие надписи на немецком языке. Вокруг бывшего аэродрома растут кусты

Реклама
облепихи.

Помимо Южного мола, на котором когда-то функционировала узкоколейная портовая железная дорога, пограничной заставы и заброшенного аэродрома, на косе также находятся руины построенного в 1869−1871 годах Западного форта, входившего в комплекс сооружений крепости Пиллау, недействующая смотровая вышка, несколько заброшенных командно-связных бункеров, музей истории косы (в здании начальной школы) и турбаза «Балтийская коса».

На косу можно попасть на пароме, который ходит каждые два часа. Но на поездку уже не оставалось времени, нужно было возвращаться к экскурсионному автобусу…

Продолжение следует…

Реклама