***
От музея Балтийского флота наша экскурсионная группа вышла на площадь Балтийской Славы, с восточной стороны которой раскинулась внутренняя гавань. Вдоль берега, от Северного входного мола, по пути минуя шведскую крепость, к площади протянулся Морской бульвар. Почти перпендикулярно ему, через водную гладь гавани, на Русском острове, как память о тех четырех годах (1758−1762), когда Восточная Пруссия, на правах генерал-губернаторства, входила в состав Российской Империи, виднеется одноименная Русская набережная,
Русский остров — преемник Русской дамбы (Russische Damm), насыпанной за счет грунта, выкопанного русскими саперами при создании по внешнему обводу пиллауской крепости защитных рвов. Земля, изымаемая при их выкапывании, грузилась на шаланды, по Крепостному каналу вывозилась в море и там высыпалась. Но высыпали её не абы как. И не абы где.
Гавань Пиллау оказалась маленькой для русских кораблей, в ходе Семилетней войны с моря поддерживавших армию. Поэтому в 1760 году, в целях обеспечения их удобным местом швартовочной стоянки, и была обустроена сохранившаяся до наших дней Русская дамба, ныне известная каждому горожанину Балтийска как Русская набережная.
На причале, у Морского бульвара, и на противоположной стороне, у Русской набережной, стоят военные и гражданские суда, которые заходят в гавань через морской канал.
Скорее всего, люди, связавшие свою жизнь с морем или живущие в приморских поселениях, будут смеяться… Ну, и ладно. Пусть смеются. Говорят, смех продлевает нашу жизнь. Так что живите долго и счастливо, граждане моряки и приморские жители. Ну, а меня, исконно сухопутную гражданку, просто впечатлили те многочисленные суда всех видов и размеров, что были пришвартованы в гавани, когда наша экскурсионная группа подошла к ней. Да-да, впечатлили! Поэтому я не только внимательно рассмотрела большинство из них, но и… Сфотографировала! Все-все.
Но, если обо всех, так, пожалуй, целую повесть можно написать! Поэтому не буду долго задерживать ваше внимание. Вот, только некоторые из тех судов, что мы увидели во внутренней гавани Балтийска:
Спасательный буксир «Александр Фролов» — четвертое, последнее судно проекта 02980, построенное на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» для аварийно-спасательной службы ВМФ России и предназначенное для морских буксировок не только по чистой воде, но и во льдах. На скорости в 2−5 узлов «Александр Фролов» способен ломать лед толщиной до одного метра!
Помимо своих прямых обязанностей по буксировке, судно может перевозить грузы и… персонал для оказания содействия в технических работах, проводимых аварийно-спасательной службой на других кораблях. Одна из важных функций буксира (он же не простой, а — спасательный!) — эвакуация пострадавших с судов, терпящих бедствие на море.
На корме «Александра Фролова» (см. фото) установлены контейнеры с оборудованием (в т. ч. и барокомплекс), позволяющим с его борта выполнять водолазные работы на глубинах до шестидесяти метров, для обеспечения которых на буксире имеется грузовой кран. Им же производится и подъем людей с поверхности воды.
Неподалеку от буксира стоит судно комплексного портового обслуживания — танкер «Александр Гребенщиков», обеспечивающий снабжение кораблей различными видами топлива в ближней морской зоне, перевозки грузов разных типов и сбор нефте-мусора в акватории порта. Напротив него, у причальной стенки острова Русский, пришвартован военный разведывательный корабль.
А вот адмиральская яхта «Андрей Первозванный» и рядом — морской тральщик «Афанасий Иванников». Корабль назван в честь командира тральщика Т-115 капитан-лейтенанта Героя Советского Союза Афанасия Ивановича Иванникова (1915−1996), который в 1942−43 годах на Тихом океане принимал приходившие из США по ленд-лизу военные корабли, а затем и обеспечивал их проводку к местам постоянной дислокации, на Северный флот. После чего там же и воевал, сопровождая со своим тральщиком союзные конвои с военными грузами, отразив при этом 8 атак вражеских подводных лодок. Его Т-115 проводил траление фарватеров у Петсамо (ныне город Печенга, Мурманской области) и Киркенеса (Норвегия) уничтожив и обезвредив 110 вражеских мин. После того, как Афанасий Иванович вышел в запас, а потом и в отставку, он, до самой своей кончины, жил в Калининграде. Здесь же капитан 1-го ранга Афанасий Иванников и похоронен.
Ну, о кораблях, наверное, — достаточно? Вернемся от них на сушу. Здесь, в непосредственной близости от гавани, на Морском бульваре. находится гостиница
Во время Второй мировой войны здесь размещался пункт эвакуации гражданского населения и раненых военнослужащих. В послевоенные годы здание переоборудовали и в январе 1956 года в нем открылась гостиница «Золотой якорь», известная тем, что в разные годы в ней останавливались знаменитые народные артисты: Николай Крючков, Михаил Жаров, Людмила Чурсина, Владимир Меньшов, певец Юрий Шевчук вместе со всей группой «ДДТ», космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев, композитор Оскар Фельцман.
Дважды посетил Балтийск будущий Нобелевский лауреат по литературе Иосиф Бродский. Первый раз он был в командировке от детского журнала «Костёр» в августе 1963 года. Вторая его поездка состоялась в марте 1968 года, уже после ссылки поэта в деревню Норинская, Коношского района Архангельской области (март 1964-сентябрь 1965).
В гостинице «Золотой якорь» Бродский жил во время своего первого приезда в Балтийск. В 2005 году на её фасаде установили памятную доску из белого мрамора, на которой высечено: «В этой гостинице в 1963 году останавливался будущий лауреат Нобелевской премии, поэт Иосиф Бродский». Окна номера поэта выходили на канал, и он мог наблюдать за проходящими по нему военными кораблями и плавающими в нем лебедями.
С поездкой в Балтийск связано неоконченное стихотворение Бродского — «Отрывок», в котором автор с иронией описывает гостиницу и свою жизнь в закрытой военно-морской базе:
В ганзейской гостинице «Якорь», где мухи садятся на сахар, где боком в канале глубоком эсминцы плывут мимо окон, я сиживал в обществе кружки, глазея на мачты и пушки и совесть свою от укора спасая бутылкой Кагора. Музыка гремела на танцах, солдаты всходили на транспорт, сгибая суконные бедра. Маяк им подмигивал бодро. И часто до боли в затылке о сходстве его и бутылки я думал, лишенный режимом знакомства с его содержимым.
И сегодня, перед окнами гостиницы «Золотой якорь», в том же, мало изменившемся за прошедшие десятилетия, «канале глубоком», всё так же стоят эсминцы и плавают лебеди. И… Кто знает, может, кто из его нынешних постояльцев со временем тоже станет каким-нибудь лауреатом?
Нет-нет, я в «Золотом якоре» не останавливалась! Так что даже не надейтесь…