Музеи Калининграда. 1. Чем удивляет Музей Мирового океана?

Реклама
Грандмастер
«Как неуместно называть эту планету Землей, когда это явно Океан».
Сэр Артур Чарльз Кларк, английский писатель, популяризатор науки.

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

* * *

После обзорной экскурсии по Рыбной деревне и острову Канта осталось немного свободного времени, и мы с подругой решили прогуляться к реке Преголя, где на набережной Петра Великого находится Музей Мирового океана — первый грандиозный музейный комплекс России, посвященный исследованию океана и мореплаванию.

Очень хотелось посетить этот огромный музей с его экспонатами-судами, пришвартованными на набережной Преголи, на которые можно было посмотреть не только снаружи, но и пройти на борт. Помимо них, на набережной размещено неописуемое множество других объектов, связанных с деятельностью человека в океане.

Осмотр всех уличных экспонатов бесплатный, а за посещение судна мы заплатили 200 рублей. Выбрали научно-исследовательское судно «Витязь» и не пожалели об этом. Именно с «Витязя» открывался Музей Мирового океана, который был образован в апреле 1990 года, а первых посетителей принял только пять лет спустя, когда «Витязь» встал у музейного причала на вечную стоянку и на судне были оборудованы выставочные площадки.

Реклама

Но обо всем по порядку.

Наше внимание сразу привлек один из корпусов музея, имеющий форму шара диаметром 42 метра со стеклянной поверхностью, составленной из более чем трех тысяч сегментов. Над входом установлен навес в виде огромной океанской волны. Это новый корпус музея — «Планета Океан», символизирующий земной шар, большую часть которого занимает водная поверхность. Сооружение наклонено под углом в 23 градуса, как и ось вращения Земли. Корпус ввели в эксплуатацию недавно, в конце 2024 года, и предполагается его постепенное открытие, по мере готовности экспозиций.

Реклама

Чуть дальше расположен главный корпус музея с морскими аквариумами, где можно увидеть тропических рыб, атлантических акул, пираний и скатов. Там же выставлен и один из самых крупных в мире скелетов кашалота, а также научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1».

Реклама

Рядом с главным корпусом к причалу пришвартован плавучий маяк «Ирбенский». Это музей, на котором размещены экспозиции, посвящённые маякам. «Ирбенский» был изготовлен финскими корабелами в 1962 году по заказу СССР и стал одним из последних в мире построенных обитаемых плавучих маяков.

Установлен он был, как, наверное, уже понятно из его названия, в одноименном проливе, соединяющем Рижский залив и Балтийское море, и служил ориентиром для кораблей, шедших в Рижский торговый порт. Во время тумана «Ирбенский», используя наутофон, звуком низкой тональности в радиусе четырех миль сообщал всем проходящим судам о своей позиции, а с помощью радиомаяка передавал на расстояние в 15 морских миль туманное послание «ПМ» азбукой Морзе.

Реклама

На борту плавучего маяка имелся запас в 46 тонн питьевой воды и морозильная камера на 850 кг мяса, рыбы, овощей, что обеспечивало экипажу из 19 человек автономность до 50 суток.

После постройки в 1985 году в проливе стационарного маяка «Ирбенский», отработав навигацию 1986−87 годов, был снят с позиции и встал на двухлетний ремонт в Лиепае.

В 1994 году, отработав до этого две навигации по своему прямому назначению в начальной точке глубоководного вентспилского фарватера, маяк, вместе с выводимым из Латвии российским военным имуществом, был отбуксирован сначала в Балтийск, а затем в Ломоносов под Санкт-Петербургом, где он простоял 20 лет.

Судно оказалось под угрозой уничтожения, когда в 2010 году маяк выставили на торги, но покупателей на него не нашлось. Тем не менее «Ирбенский» сохранили, а через четыре года передали Музею Мирового океана. В сопровождении буксира он совершил свой последний морской переход до Калининграда, придя в ночь на 30 июня 2017 года на вечную стоянку к набережной Петра Великого.

Реклама

А вот еще один, самый большой, экспонат музея — корабль «Космонавт Виктор Пацаев», научно-исследовательское судно, входившее в состав флота космической службы Советского Союза. Изначально его построили в 1968 году как лесовоз ледового класса «Семён Косинов», но через десять лет переоборудовали и назвали в честь лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Виктора Ивановича Пацаева, погибшего 30 июня 1971 года при разгерметизации спускаемого аппарата корабля «Союз-11».

Реклама

Пятнадцать лет судно входило в состав командно-измерительного комплекса контроля и управления полётами спутников и межпланетных станций, совершило четырнадцать научно-исследовательских рейсов, в ходе которых прошло более 417 тысяч морских миль. Основным районом его работы была акватория Атлантического океана, но несколько рейсов «Космонавт Виктор Пацаев» совершил и в Индийский океан.

Уже будучи музейным экспонатом, корабль продолжал функционировать, осуществляя связь с Международной космической станцией вплоть до 2017 года. На его борту размещена экспозиция «Космическая одиссея».

«Космонавт Виктор Пацаев» — единственное сохранившееся судно из 17 однотипных кораблей «звёздной флотилии» («Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и др.), которые в разное время были задействованы в космических программах СССР.

Реклама

Рядом с научно-исследовательским судном расположено небольшое двухэтажное кирпичное здание пакгауза середины XIX века. В Кёнигсберге на набережной Преголи находился порт. Пакгауз был частью старого портового склада. Сейчас в нем размещен выставочный корпус Музея Мирового океана, который так и называется: «Пакгауз».

Реклама

Главный его экспонат, «Корабль XIX века», — находка рабочих Калининградского янтарного комбината, которые в 2000 году в карьере «Приморский» наткнулись на остов деревянного одномачтового парусного судна. Фрагменты парусника отреставрировали, собрали и в настоящее время они представлены в музее.

Отдельный стенд «Пакгауза» посвящён истории философских прогулок Иммануила Канта, маршрут которых проходил по территории городского порта.

Ну, а наш маршрут дальше лежал на другое научно-исследовательское судно. На тот самый «Витязь», с которого, собственно, и открывался Музей Мирового океана. Его мы решили не только осмотреть снаружи, но и подняться на борт. Что предлагаю сделать и читателям…

Продолжение следует…

Реклама