* * *
Главной достопримечательностью острова Канта (бывш. остров Кнайпхоф) является Кафедральный собор. Над главным входом в него расположена надпись: «Иисус сказал: Я есмь дверь. Тот, кто входит через меня, будет спасен».
Внутри собора находятся лютеранская и православная часовни, зал с органом и музей Иммануила Канта. Завораживают высокие, красочные, освещенные солнечными лучами витражи. Они сияют, создавая особое праздничное настроение в соборе. Снаружи его стены украшены большими стрельчатыми окнами. Здание постепенно оседало, и в XVI веке пришлось замуровать часть окон, теперь они глухие.
Высота южной башни собора более 50 метров. Осенью 1995 года на ней были установлены часы (копия старинных часов XVII века) и четыре колокола. Новые, современные часы, изготовленные известной фирмой «Сименс», являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик тех, что погибли во время войны, скрывается современнейший механизм, сверяющий время по спутнику.
Шпиль башни увенчан флюгером-русалкой, по легенде появившейся на нём в XVI веке. А дело было так: на пивоварне, недалеко от Медового моста, случился сильный пожар. Ветром огонь перенесло на башню собора, и она полностью сгорела.
Новую башню строили долго, около десяти лет. И на шпиль восстановленной башни водрузили русалку. Считалось, что русалка трубит в горн отплывающим из кёнигсбергской гавани кораблям, чтобы защитить моряков от чар других сирен, которые могут повстречаться на их пути.
Северная башня Кафедрального собора наклонена на 45 см от своей оси, что делает ее похожей на Пизанскую башню.
Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах). Именно в этот день магистр Тевтонского ордена дал разрешение на продолжение строительства собора.
Дело в том, что первоначальный проект предполагал строительство собора-крепости: территория ведь только-только завоевана. И мало ли… Прежние хозяева земель начнут настойчиво предъявлять свои права на них. Как тогда без крепостных стен?
Но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то высочайшего разрешения, справедливо отметив, что незачем, мол, «строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Соответственно, когда приостановленное строительство было возобновлено, собор возводился уже исключительно как культовое сооружение.
А на новом месте потому, что первый кафедральный собор был построен между 1296 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. Но вот незадача! После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн, которому уже построенный культовое сооружение показалось… Ну, очень уж маленьким! По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхоф.
Материалом для нового собора стали кирпичи старого, который, сами понимаете, пришлось снести. Грунты на территории, где строился собор, оказались «подвижными», поэтому их приходилось укреплять, забивая под фундамент дубовые сваи. Для решения этой задачи пришлось забить более тысячи свай.
Строили собор в стиле кирпичной (балтийской) готики, расцвет которой пришёлся на эпоху Тевтонского ордена в Восточной Пруссии. В России этот собор является одним из немногих готических сооружений. Для его строительства использовались красные кирпичи с клеймами изготовивших их мастеров. Каждый мастер выжигал на кирпичах свои особые знаки: звезды, кресты и другие метки.
Первоначально собор был католическим, после реформации перешел к лютеранам. С середины XVI века он находился в распоряжении Кёнигсбергского университета Альбертина, который располагался рядом. В соборе проводились службы, венчания и университетские лекции, он служил местом упокоения для представителей местной знати. Здесь похоронены великие магистры Тевтонского ордена, прусские герцоги и епископы, профессора университета Альбертины.
За свою долгую «немецкую» историю собору вынужденно приходилось исполнять не только культовые функции. Так, в 1344 году граф Вильгельм IV Голландский испросил у епископа разрешения провести зиму в ещё недостроенном соборе не только вместе со своими людьми, но и с лошадьми. И в его просьбе не было отказано.
А в 1807 году часть собора (конкретно — фамильная усыпальница Альбрехта) использовалась французами в качестве военной тюрьмы. Пятью годами позже те же французы, отступая из России, осквернили усыпальницу, устроив в ней конюшню.
В советские времена не один раз поднимался вопрос о сносе практически полностью разрушенного собора. Однако партийное руководство не решилось на это, так как на его территории находилась сохранившаяся могила философа Иммануила Канта. Советские руководители знали, что Владимир Ильич упоминал его в своих трудах как предвестника идеологии марксизма.
Так что именно благодаря Иммануилу Канту руины собора продержались до 90-х годов прошлого века. А в 1992 году началось его восстановление, продолжающееся и по сей день.
Продолжение следует…