Почему Бали — не совсем Индонезия?

Реклама
Грандмастер

Часть 1. О религии и не только

Как Москва — это ещё не вся Россия, так и Бали (ударение на первый слог), остров и одноименная провинция, тоже не совсем Индонезия. А как же иначе, если в этом убеждаешься здесь на каждом шагу!

Бали ведь не такой уж и большой остров из тех 17804-х островов, что принадлежат Индонезии. Его площадь составляет всего 5,4 тысяч квадратных километров, это примерно пять таких городов, как Москва, не более того. Население чуть меньше 4-х миллионов. Гораздо крупнее тот же Калимантан (Борнео), Новая Гвинея, Суматра, Ява, Сулавеси, да и другие, входящие в Малые Зондские и Молуксские, индонезийские острова.

Реклама

Он и не такой знаменитый, как та же Ява, привычная нашему слуху больше по наименованию известной марки сигарет, или Суматра, откуда в фильме «Дежа вю» прибыл в Одессу, якобы после ловли бабочек, киллер Джон Поллак по прозвищу Профессор.

А вот надо же, последнее время Бали всё чаще становится предметом нашего внимания. Поэтому попробуем разобраться, что это за остров такой, не совсем обычный, появился на горизонте наших интересов?

Реклама

Если говорить об истории, не углубляясь особенно в глубину веков, то вся Индонезия, остававшаяся колониальным владением Нидерландов, была оккупирована в 1942 году императорской Японией.

По результатам Второй мировой войны 17 августа 1945 года страна провозгласила свою независимость. Метрополия, правда, не захотела этого признавать и разразилась индонезийско-нидерландская война. Причём островитяне, прячась в джунглях, вели активные партизанские действия. Дольше всех и более ожесточённо сопротивлялись, кстати, балийцы и яванцы, в результате чего в 1949 году Нидерланды всё же были вынуждены вывести свои войска.

Реклама

Может, в отместку, а может, просто из вредности или ещё каких-то низменных чувств (территория самих Нидерландов не зря ведь находится ниже уровня мирового океана, этим тоже всё может объясняться), Гаага признала, правда, с оговорками, независимость Индонезии только в самом конце 1949 года. Окончательно и с соответствующими извинениями это произошло лишь в 2005 году.

Но вернёмся всё же непосредственно к Бали и балийцам.

До недавних времён столица провинции, город Денпасар, представляла из себя самую захудалую деревню. Совсем недавно, готовясь к проведению на Бали в 2022 году саммита G-20, всё радикально изменилось.

Реклама

Наконец появились более-менее приличные дороги, шикарные отели, коммуникационные сети и соответствующий сервис. Возникли парки и прекрасные зоны отдыха с оборудованными пляжами.

Реклама

Но в любом случае балийское своеобразие сохранилось.

Язык у островитян всегда был свой (бахаса), индонезийцы его не очень-то и понимают. Я сам видел на рыбном рынке, как одни, на лицо местные, с другими, более местными, общаются. Так же, как и я, больше на языке жестов и взаимных уступок. Здесь балийцы не совсем необычные. На Яве местные тоже не лыком шиты — говорят на своём, яванском языке. Причём не на диалекте, а именно языке, тоже отличном от индонезийского.

Реклама

Правда, местным всё дешевле, чем мне, получалось купить, хоть и я умею отчаянно торговаться. На весь рынок с десятками торговцев для этого всегда находятся один-два человека, знающих английский. Но балийцы любого «бледнолицего» воспринимают как существо более высшего порядка, что ли, чуть ли не посланца богов, а значит состоятельного и зажиточного, имеющего много денег. Поэтому что же им тут стесняться? Да и местные «переводчики» явно работают всегда на своих, понятно же.

Реклама

С религией здесь тоже не всё так просто. Сама Индонезия, являясь 4-й по численности населения (свыше 270 млн человек) — страна мусульманская, исповедующая ислам. Но балийцы и здесь отличились оригинальностью.

На Бали исповедуют религию АГАМА ХИНДУ БХАРМА. Это такой оригинальный микс, выверенный временем и обстоятельствами, эдакая смесь из буддизма, язычества и индуизма с элементами многобожия.

Основные божества у них — Брахма, Шива, Вишну, с верховным создателем всего сущего Санг Хьянг Видхи Васа. Но и на них нанесён изрядный местный налёт.

Реклама

Повсюду можно встретить фигуры местных богов.

Я всегда считал, что в индуизме корова считается священным животным. Действительно, это так, кто бы спорил, но не на Бали! По здешним верованиям священным животным здесь считается обезьяна. Для них созданы храмы и специальные святилища, вроде Священного сада обезьян в Убуде.

Реклама

Здесь их и просто так на каждом шагу можно встретить, этих шустрых хвостатых хулиганов. И не только свободно шляющихся, но и их многочисленные статуи и изображения.

Реклама

Быки с коровами тоже встречаются на местных изваяниях. Они вместе со змеями по балийской вере считаются средствами их передвижения, этаким своеобразным «транспортом бога».

Реклама

Коровы на острове тоже есть. Не так много, но вполне хватает для приготовления довольно вкусных традиционных блюд местной кухни. Порода какая-то интересная, исключительно мясная. Молока практически не даёт, хватает только для телят, поэтому молочные продукты на Бали все привозные — из расположенной рядом Австралии.

Оттуда же и основной наплыв туристов. Некоторых из них привлекают не только прекрасные пляжи, красивые закаты и виндсерфинг, но и вполне доступный для них по стоимости услуг секс-туризм.

Реклама

На острове ни один дом нельзя построить, будь ты хоть православный или атеист, без каменного изваяния местного божества во дворе.

Реклама

Обычно оно универсальное, иногда даже обезличено и олицетворяет всех богов. Просто в зависимости от того, какого бога сейчас время, на каменном истукане меняют накидку, соответствующую этому конкретному божеству.

Реклама

Местные к этим изваяниям по своей воле каждое утро приносят подношения в виде пищи и цветков франжипани и зажигают ароматические палочки-вонялочки.

Реклама

Разница только в том, что если бог злой — подношения кладут снизу, а если добрый — сверху.

Балийцы очень религиозны и верят в своих богов вполне искренне. Отсюда и довольно низкая по сравнению с остальной страной преступность и отношение к смерти. Карму и сансару ведь никто не отменял, поэтому никому не хочется за грехи и проступки возродиться в следующей жизни каким-нибудь презренным тараканом или ещё кем-то похуже. Правда, говорят, что участились случаи воровства телефонов и жульничества при обмене валюты. Скорее всего, на острове потихоньку стали появляться и атеисты.

Интересно, что за многие походы и путешествия по острову я увидел, помимо множества дворцов и индуистских храмов, нескольких католических костёлов, две православные церкви и только одну мечеть. Может, не там ходил?

Реклама

Если речь уже заходила о местной кухне, то нельзя не вспомнить, что основной ингредиент здешний — рис. Рисовые поля раскинулись по всему острову. Но наиболее красивое зрелище — рисовые чеки в предгорьях и рисовые террасы Тегаланг, расположенные в речной долине на высоте 800 метров над уровнем моря. Многим этим полям свыше тысячи лет.

Реклама

Такие красоты постоянно притягивают многочисленных туристов.

Реклама

Причём, помимо уникальной системы полива (субак), балийцы применяют оригинальную технологию содружества человека с животным миром!

Рис в здешнем климате вызревает до спелости за три месяца. За девять месяцев происходит три сбора урожа��, затем земля три месяца отдыхает. Но после каждого сбора риса на грузовиках привозят сотни уток, поле огораживается и утки запускаются внутрь, поедая всяких жучков и прочих вредителей, заодно удобряя землю продуктами своей жизнедеятельности.

Реклама

Поэтому деревянные фигурки уток в шляпах, шлёпанцах и сапогах — это не просто балийский сувенир.

Уток на острове уважают и любят, похоже, не только в обеденной тарелке.

Продолжение следует…

Реклама