Современная фармацевтика. Как посадить на иглу целую страну?

Реклама
Грандмастер
— А как переводится «How are you»?
— «Как дела, как поживаешь».
— И что, всем интересно, как у меня дела?
— Нет.
— А чего тогда спрашивают?
— Просто так. Здесь вообще всё просто так, кроме денег.
© к/ф «Брат-2»

Мы давно привыкли не верить тому, что «у нас» снимают «про них». И даже постперестроечные фильмы, такие как, например, «Брат-2», воспринимали с определенной долей скепсиса. Киношники и советские зарубежные корреспонденты, на первый взгляд, немного преувеличивали. Но после того, как мы, наконец, сами смогли побывать за рубежом, оказалось, что в значительной степени они рассказывали о жизни на Западе правду.

Как заработать много денег? Можно выиграть на бирже — если умеешь, если есть чутье, если понимаешь ход событий и движения денег. Если всего этого нет — просто проиграешь и разоришься.

Можно изобрести что-то очень нужное людям, удачно это запатентовать, уговорить производственников начать это производить, убедить людей это покупать… Сложно и ненадежно, хотя и этот путь многими изобретателями пройден.

Гораздо проще стать богаче, если ты уже богат. Владельцу «заводов, газет, пароходов» проще выбрать новое направление в бизнесе, хотя и тут есть шанс здорово прогореть.

Можно производить и продавать оружие, но надо иметь имя, быть своим на определенном сегменте мирового рынка. Ведь он застолблен за очень решительными фирмами, и при попытке кого-то потеснить… возможно всякое.

Реклама

Раздолье для фармацевтических фирм. Хотя и тут есть свои тонкости и опасности. Вы читали у Артура Хейли роман «Сильнодействующее лекарство»? Рекомендую, замечательная книга про честных фармацевтов и про то, как трудно в этом бизнесе остаться «незамазанным». Честно говоря, временами читать тяжело о том, как образцы честности оказались причиной многих тысяч искалеченных жизней. И как у американцев такое сочетается?

Реклама

При капитализме медицина — это не здравоохранение, а способ заработать деньги. Можно просто вздуть цены на лекарства, назвав их по-новому — и вуаля! Цель заработать много денег достигнута.

Но есть и другой, намного более простой способ — продавать лекарства, к которым у больных возникает привыкание… Наркотики, если по-простому. Думаете, это невозможно? Ошибаетесь.

Я люблю американские сериалы, такие как, скажем, «Медиум». И вот в одном из последних сезонов дочь главной героини, у которой, как и у ее матери, проснулся дар медиума, попробовала таблетки, прописанные для лучшей концентрации ее однокласснице. Когда ее родители об этом узнали, начался скандал и прозвучало слово «наркотики».

Реклама

Меня тогда удивило, как это таблетки, прописанные врачом и… наркотики? Потом в нескольких других американских сериалах прозвучала та же тема: женщина сломала ногу, ей прописали таблетки от боли, она привыкла к ним, стала наркоманкой и умерла от передоза. Что же это за таблетки такие выписывают американские доктора?

Реклама

Разрешил мои сомнения сериал «Ломка» (англ. Dopesick — «Одурманенный»), премьера которого состоялась 13 октября 2021 года на сервисе Hulu. В нем рассказана дикая история о том, как фармацевтическая корпорация «посадила на иглу» значительную часть населения своей страны. Создан он по книге «Ломка: дилеры, доктора и фармацевтические компании, пристрастившие Америку» (Dopesick: Dealers, Doctors and the Drug Company that Addicted America).

Вообще-то, опиоиды давно заняли свое место среди обезболивающих препаратов. Но до определенного времени их применяли либо разово во время операций, либо для терминальных больных, которых надо было избавить от боли.

В 1995 году фармацевтической компанией Purdue Pharma в продажу был выпущен препарат OxyContin. Хорошее обезболивающее, но при этом, увы, опиоид. Выпуск сопровождался мощной рекламной кампанией нового препарата, якобы не вызывающего привыкание. Доктора, выписывавшие своим больным новый обезболивающий, получали хорошие откаты. А ведь в США «все просто так, кроме денег».

Реклама

Больные, страдавшие от хронических болей, от последствий переломов или травм, покупавшие прописанный им врачами новый обезболивающий препарат, попадали в наркотическую зависимость. Им требовалось все больше и больше Оксиконтина, без него они уже не могли. Продажи лекарства росли, прибыли компании были великолепны. А люди, некогда страдавшие от различных болей, действительных или воображаемых, становились наркоманами.

Реклама

За первые 10 лет от передоза оксиконтина умерло очень много американцев. Общее число жертв «лекарства» неизвестно, ведь многие переходили на другие наркотики. Прибыли наркокартелей тоже резко пошли вверх.

Как известно, жернова правосудия мелют медленно. Особенно, если им мешают. Только в 2007 году в Западной Виргинии окружной суд признал вину компании Purdue Pharma, ведь она неверно информировала потребителей, уверяя их в безопасности препарата. Фирма выплатила 600 миллионов долларов штрафа.

Если учесть, что каждый год продаж этого препарата приносил фирме больше миллиарда долларов и продажи в разных штатах США продолжались многие годы и после того, как суд наложил за Оксиконтин штраф на фирму, дела, с точки зрения фармацевтического конгломерата, все равно шли более чем хорошо.

Реклама

После того как доходы от препарата в США начали несколько уменьшаться, компания перенесла продажи того же наркотика в Мексику, Бразилию, Китай, проводя в этих странах рекламную кампанию по образу того, что они в 1990−2000-е годы делали в США. Руководство фирмы жаловалось, что в 2016 году продажи в США уменьшились примерно на треть. Полагаю, что следует учитывать, что в самом начале они увеличили продажи втрое.

Клан Саклеров, владельцев компании Purdue Pharma, часто ругают в прессе, обзывают «худшими торговцами наркотиками в истории». Но их фирма по-прежнему работает и выпускает различные лекарства, в том числе и Оксиконтин. И состояние семьи превышает 5 млрд. долларов.

Реклама