Внешне даже и не заметно, что ходим здесь фактически по земле «вниз головой». Удивляет поначалу движение против часовой стрелки закручивающейся водяной воронки в раковине или унитазе, но к этому быстро привыкаешь.
А сама столица бывшей английской колонии поражает воображение сразу же, с первого взгляда! Никогда бы не подумал, что в сейсмоопасном районе (жёлтый уровень опасности) можно встретить такое количество высотных зданий. Они растут здесь как грибы после дождя. Весь центр застроен небоскрёбами по 40−60 этажей.
Остаются ещё кое-где участки старой малоэтажной застройки, но город продолжает неуклонно стремиться ввысь, к небесам.
Интересно вписываются в интерьеры улиц новые дома, совсем не обижая старые, заслуженные строения. Вот как этот уютный ресторанчик 1919 года постройки с, как оказалось, очень даже приличной кухней.
В Нью-Йорке на Манхэттене высоток, конечно, погуще. Но улицы там воспринимаются совсем по-другому, они там скорее как холодные горные ущелья. Тёмные, продуваемые постоянными ветрами, наполненные снующими толпами вечно куда-то спешащих людей. Неприветливые, скрывающие стыдливо грязные задворки, привечающие нищих и бездомных.
Здесь всё совсем по-другому. В Куала-Лумпуре, кстати, за четыре дня ни разу не встретился ни один нищий, даже во внешне не совсем благополучном районе Чайна-Таун. Дома в городе строят интересные: 6−8 нижних этажей занимают автомобильные парковки, а выше проживают сами жильцы, что для них действительно очень удобно.
Тут некстати вспомнились не так уж давно широко разрекламированные и повсеместно построенные многоярусные московские паркинги, расположенные как минимум в 15 (а то и больше) минутах ходьбы от места проживания жильцов.
Как оказалось, в Куала-Лумпуре довольно часто многие возвращаются домой только переночевать или на выходные, работая при этом в соседнем Сингапуре, где очень большие заработки, но страшно высокая стоимость жилья и такой же уровень жизни.
Местная жара и зной особенно никого не удручает, на крышах большинства высоток находятся бассейны и тенистые сады. Учитывая очень высокую стоимость земли в центре мегаполиса, это вполне оправданное решение.
Соседние небоскрёбы часто, особенно в последнее время, соединяют в противопожарных целях воздушными переходами.
Заодно за счёт этого в них получаются прекрасные смотровые площадки. Вот как в этих знаменитых башнях Петронас, визитной карточке Куала-Лумпура.
Побывать на этой смотровой площадке в этот раз не довелось. Даже не из-за неоправданно высокой стоимости посещения (около 23 евро с человека), а скорее из-за необходимости предварительной записи в какую-нибудь организованную группу. Как-то не захотелось в неизвестное и, возможно, неудобное время присоединяться к многочисленным галдящим и испытывающим явно какое-то стадное чувство туристам. Утешил себя тем, что панорамы и высоты приходилось ранее видеть и покруче.
Внутри самих башен сейчас столпотворение и полное светопреставление. Там всегда много праздношатающихся посетителей, особенно любителей шопинга. Этому есть объяснение. В тамошних многочисленных бутиках одни из самых низких цен на все мировые бренды в основном китайского и вполне качественного производства, т.к. в Малайзии эти вещи продаются без акцизов. Но в преддверии китайского Нового года, который начинается с 10 февраля, это особенно заметно и ощущается на каждом шагу!
Малайцы по внешнему виду и сами неотличимы от китайцев, которые заполонили практически весь город, прилетев на праздник. Когда на каждом шагу видишь драконов, китайские фонарики и слышишь национальную музыку, невольно возникает ощущение, что ты очутился необъяснимым образом в материковом Китае.
Но зато сразу за самими Башнями Петронас — благодать!
Молодцы малайцы, они создали в самом центре города прекрасный парк, настоящий оазис, место прогулок и отдыха для людей, туристов и местных жителей, особенно детей. По размерам он, конечно, немного уступает тому же Центральному парку в Нью-Йорке, но по содержанию гораздо насыщеннее, богаче и интереснее.
В окружении небоскрёбов раскинулся шикарный лес-сад с тропическими деревьями и растениями, тенистыми аллеями и беседками на лужайках. С прудами, где с визгом купается и заливается счастливым смехом детвора, дурачась на мелководье и щурясь от брызг искусственного водопада.
А с наступлением темноты на большом пруду начинаются светомузыкальные шоу фонтанов, и туда стягивается большое количество зрителей.
Из парка хорошо видны верхушка Башни Куала-Лумпур и шпиль нового здания Башни Merdeka 118.
13 января 2024 года Верховный правитель Малайзии Абдулла II провёл торжественную церемонию открытия этого второго в мире по величине, после дубайского «Бурдж-Халифа», 118-этажного небоскрёба высотой 678,9 метров.
Здание Merdeka 118 строилось с 2014 года силами генерального подрядчика корейской корпорацией Samsung C&T.
Итог десятилетнего строительства теперь можно увидеть почти с любой точки в городе. Правда, заселение небоскрёба произойдёт попозже, пока что идёт окончательная наладка оборудования.
В верхней части высотки во втором квартале 2024 года откроется отель «Hyatt», а смотровая площадка — к концу года. Ещё здесь расположатся мечеть, торговый центр, офисы и квартиры. Если выше пяти звёзд гостиниц всё равно не бывает, то вот стоимость посещения и очередь на смотровую площадку уже сейчас можно спрогнозировать.
Громадные пробки на дорогах здесь совершенно привычное дело, поэтому надеяться на услуги такси, особенно в черте города, дело абсолютно безнадёжное. В Индонезии нас в таких ситуациях выручали обычно таксисты на скутерах, ловко лавирующие между машин, но здесь этих асов двухколесных средств передвижения совсем не видно.
В некоторые места пешком получается добраться быстрее, чем на транспорте. По городу, конечно, ходят двухэтажные туристические автобусы по какой-то несусветной цене, но мы нашли более рациональное решение за счёт так называемого «Зелёного автобуса».
Здесь всегда были, согласно Google, двенадцать бесплатных кольцевых автобусных маршрутов, которые охватывают все достопримечательности в пределах города. Причём автобусы действительно существуют, ходят периодически и практически полупустыми.
- Единственное изменение по отношению к сегодняшней — уже устаревшей — информации в Интернете — это то, что они теперь с 01 января 2024 года платные. Стоимость поездки — 1 ринггит (около 0,22 доллара).Реклама
При этом главное неудобство — наличного расчёта нет, а карты принимаются не все. Правда, всегда есть выход: в любом магазине 7 Еleven можно оформить и купить платежную карту.
Интересно наблюдать за реакцией на платный проезд. Туристы переглядываются и переговариваются, озвучивая на всех языках мира слово «интернет». Малайцы же интернет не упоминают, но твердят о том, что всегда ездили на этом автобусе бесплатно, и мамы их и тёщи ездили бесплатно, и знакомые ездили бесплатно, и знакомые знакомых тоже…
Не зная малайского языка, я мог о смысле сказанного только догадываться, хотя речь могла идти и о том, что он от этой новости теперь «кюшать совсем нэ сможет», хотя откуда они могли видеть «Мимино»? А может, о том, что пусть этот водитель, который не пускает их в салон, теперь всю жизнь питается в какой-нибудь захудалой столовой?
О местной кухне можно с восторгом говорить долго, но это тема отдельного разговора. Об одном не смогу умолчать. Предметом национальной гордости малайцев является «Белый кофе» (White coffee), он же «Ипохский кофе», известный с древнейших времён и названный так в честь малайского города Ипох. Отличительная особенность этого напитка — в способе обжарки.
Кофейные зёрна обжариваются на медленном огне в жаровне с пальмовым маслом или маргарином, изготовленным на основе пальмового масла. Зёрна сначала темнеют, а затем, впитав раскалённое масло, становятся белого цвета. Кофе, сваренный на основе этих зёрен, приобретает вместе со светло-молочным цветом не только особый вкус, но и незабываемый яркий сливочный аромат. Окончательный белый цвет и вкус напиток приобретает после добавления сахара (по желанию) и сгущенного молока.
Бариста всего мира узнали рецепт этого древнейшего напитка и его вкус совсем недавно. Дело в том, что на проходившей в 2010 году в Шанхае международной выставке World Expo 2010 малайская делегация в качестве официального напитка угощала этим кофе гостей своего павильона. После Expo рецепт стремительно начал распространяться по всему миру.
В связи с большой популярностью напитка малайцы начали выпускать с недавних пор быстрорастворимый вариант белого кофе с полным сохранением аромата и вкусовых ноток древнего оригинала.
Белый цвет у этого напитка получается из-за сухих сливок, но основной компонент всё же кофе. Причём известные сорта мокка и робуста здесь не годятся, подходит только их смесь с либерикой — довольно редким и ценным сортом кофе. А либерики в этой смеси 90%, и именно она даёт необходимый необычный вкус и аромат.
Раньше сорт либерика культивировался и произрастал исключительно в Либерии, где мне довелось как-то жить и работать ещё в советское время в 1980-е годы. Поэтому я прекрасно помнил замечательный вкус и аромат либерики, и мне навсегда впечатался в память чарующий резкий запах плантаций цветущего кофе. Сорт этот считался тогда национальным достоянием Либерии, и вывозить из страны можно было только один фунт (около 400 г) зерен и столько же молотого кофе. Контрабанда при этом строго пресекалась.
И вот теперь уже в другой стране неожиданно снова удалось ощутить этот замечательный вкус и аромат… Как говорится, пустячок, а приятно!
У России с Малайзией безвизовый режим, что немаловажно в нынешних условиях. Народ здесь радушный и вполне к нам доброжелательный, в отличие от нынешней Европы, что приятно удивляет и трогает с первых же минут общения. Местные довольно неплохо и почти стопроцентно говорят, помимо родного малайского, на английском языке. Как-никак, но не всё колониальное наследие «Британской короны» оказалось проклятым.
Несмотря на то что малайцам пришлось повоевать, в основном с японцами во Вторую мировую войну в 1941−42 гг. и после неё, подавляя восстание коммунистов в 1948−60 гг., народ здесь явно миролюбивый. Во всяком случае за четыре дня пребывания на улицах не удалось увидеть ни одного человека в военной форме. Однажды только видели, да и то на старом военном плакате.
Само по себе наличие бурного развития сверхвысотного домостроения говорит о многом. Финансирует это строительство в основном иностранный капитал, а он, как известно, перетекает туда, где ему выгоднее, комфортнее, где он защищён и безбедно расширяется и крепнет.
Значит, не разворовываются у них, а идут в дело, на общее благо мощные денежные потоки от транснациональных компаний, устроивших в Куала-Лумпуре свои генеральные представительства. Этому способствует не только традиционное для этой мусульманский страны неприятие казнокрадства и коррупции, но и мудрая протекционистская экономическая политика властей по принципу: «Выгодно то, что нужно и полезно для Малайзии и её народа».
Одно слово — молодцы! С такими странами непременно надо иметь самые тесные отношения, дружить и взаимовыгодно сотрудничать во всех сферах.