Помните бессмертный эпизод из фильма «Операция Ы»? Как там выкликают пятнадцатисуточников: кого на песчаный карьер, кого на стройку, а кого и на винно-коньячный комбинат. Все, ясное дело, хотели на винно-коньячный, но… «сегодня комбинат заявок не прислал». Видимо, справлялись своими силами.
Было и у нас нечто подобное, но, конечно, не в порядке «отсидки». В старые добрые времена было такое понятие в институтах — трудовой семестр. Надо было на каникулах где-нибудь поработать. Как правило, даром. Кого посылали территорию института убирать, кого мебель таскать, а кого и на предприятия. Не путать с поездками в колхозы — в колхозы ездили в сентябре, а трудовой семестр случался в июле.
Рассказы бывалых людей
Потом, конечно, обменивались впечатлениями. И что интересно: те, кто попадал на кондитерскую фабрику — они потом до-о-о-лго покупных пирожных не ели. И не потому, что там объедались, нет! Съесть-то они бы съели, да кто бы им дал? А потому что видели, как и из чего их делают. Кто на молокозавод — те избегали покупать молоко. Рассказывали легенды, что по ночам крысы пьют молоко, обмакивая в бутылки хвосты и облизывая их. А кто на мясокомбинаты попадал — вообще повествовали нечто вроде фильмов ужасов, где фигурировал визг перемалываемых в огромных мясорубках крыс
На мясокомбинатах не работала, не могу сказать ничего авторитетного. Хотя приятельница моей маменьки рассказывала, что по ГОСТу из килограмма мяса должно было получиться 16 кг сосисок. Так это по ГОСТу, теоретически, а реально, конечно, мясо еще и крали, причем крали ежедневно все. Это называлось «несуны». Дело в том, что в СССР покупать то, что сам производил на заводе, фабрике
Другие наши знакомые наладились было покупать мясо у соседа — такого несуна, пока не выяснили, что через проходную он ежедневно проносил его подвязанным между ног: вахтерши-тетки стеснялись там щупать. После этого аппетит на «левое» мясо у них пропал…
Будни винзавода
Но крыс сама не видела, повезло. А вот на винзаводе поработать мне пришлось. Это был завод шампанских вин на Французском бульваре. Довольно известный завод. Вино было белое — ркацители или алиготе. Не шампанское. Шампанское делалось как-то иначе и укупоривалось в толстые бутылки, называемые «фугас», туда мы не попали. Это было привилегированное подразделение, фирменная продукция
Нас определили в помощники черпальщиков. В здоровенном сыром цеху лежали на боку огромные, диаметром метра три, бочки (буты), где вино отстаивало последнюю стадию приготовления. Работа мойщицы таких бочек изнутри считалась самой страшной — внутри было темно, жарко, трудно дышать… Работали там только женщины.
Из бочек вино по резиновым шлангам лилось в большой чан посреди цеха, а оттуда уходило уже на разлив, к конвейеру с бутылками. Зачем это было надо, почему не прямо из бочек на разлив — я не знала. Такая технология, им виднее.
Иногда в задаче с бассейном (в три трубы вливается… из двух выливается…) происходил сбой, чан переполнялся и вино уходило на пол. Мы ходили там в вине по щиколотку в грязных резиновых сапогах, обыкновенными хозяйственными совками собирали вино с пола и плюхали обратно в чан. Вот прямо стояли в вине и вино это собирали, как собирают воду в случае прорыва водопровода в ванной. То, что мы собирали вино прямо с пола в чан, никого не смущало — оттуда же и они сами его пили, а в конце дня набирали в резиновые грелки, каковые проносили через проходную опять же промеж ног. Надо полагать, своим мужикам. Ну в самом деле, не покупать же каждый день вино в магазине, если работаешь на винзаводе? Мужики бы этого не поняли… Особенно тщательно работницы запасались в пятницу, чтоб хватило на выходные.
Но прорыв случался не часто. Когда бассейн функционировал правильно (сколько вливалось, столько выливалось), мы должны были мыть кафель на стенах: какая-то мудрая голова замостила цех кафелем с выпуклым узором, и в ямках этих визеруночков жила неистребимая плесень. Ее надо было вытирать оттуда тряпочкой. Труд совершенно мартышкин: цех был огромный, пропитанный сырой и кислой винной сыростью, и плесень размножалась быстрее, чем пара студенток ее вытирала. Но надо ж было чем-то нас занять, раз уж прислали.
Народный фольклор
Попутно мы там повышали свои знания фольклорных выражений. Тетки-работницы ругались виртуозно, с суффиксами, приставками и этажами. То есть они не ругались вообще-то — они так разговаривали… Это был не простой и грубый мат, это была поэма, это было творчество, и это был полет. Очень хотелось записывать, но я стеснялась. Да если б даже и записывала — все равно тут нельзя было бы привести ни единого примера…
После этого трудового семестра мы тоже долго не пили вин одесского разлива, старались покупать то, что разлито в Молдавии, Грузии, а то даже и в Венгрии, хотя импортных вин тогда было очень мало.
Но потом махнули рукой: наверное, везде одно и то же…
Винная тема в современной живописи
Наверное, не будет лишним подкрепить мысль о хорошем вине и отвлечься от прискорбных мелких издержек и недочетов, рассматривая натюрморты современного художника: Raymond Campbell (British, b. 1956) (холст, масло)
Ваше здоровье!