Первое метро появилось появилось давным-давно, в 1863 году, в Лондоне. И было оно вначале на паровой тяге. На электрическую тягу в лондонском метро перешли только в 1890 году. Со временем оказалось, что эти подземные трассы позволяют пассажирам быстро и просто путешествовать по городу (хотя фактически — «под городом»).
Что можно сказать о современном метро?
Вообще-то, согласно определению UITP (Union Internationale des Transports Publics, Международный Союз Общественного Транспорта):
Метрополитен — это железная дорога, предназначенная быть составной частью сети, позволяющей перевозить большие количества пассажиров в пределах урбанизированной зоны посредством транспортных средств на рельсах с внешним управлением, находящаяся в пространстве, целиком или частично расположенном в тоннелях и безраздельно отданном под такое использование.
Реклама
Про метрополитен написано уже немало. Метро в городе — это и объект искусства, и объект исторической культуры, и единственное транспортное средство, способное, хотя и с трудом, обеспечить в городах-миллионниках массовые перевозки горожан в часы пик.
В 1868 году были построены первые линии метро в Нью-Йорке. Были они наземными и до нашего времени не сохранились, теперь в тех местах метро подземное.
Сейчас метро Нью-Йорка — крупнейшее в мире по числу станций и линий: 472 станции, 28 линий.
В Азии первое метро появилось в 1927 году — в Токио. В Пекине метрополитен был открыт в 1969 году. В настоящее время в 45 городах Китая и 10 городах Японии функционирует метро.
Однако при этом по длине линий считаются рекордсменами Шанхай (743 км) и Пекин (727 км), а по годовому пассажиропотоку чемпионами являются Пекин и Токио. При этом по суточному пассажиропотоку безусловный рекордсмен все же Пекин.
В Индии в Дели и Калькутте есть свой метрополитен. В Калькутте его строили советские метростроевцы и специалисты из ГДР, здесь подземные линии были открыты в 1984 году. В Дели метро начало функционировать в 1998 году, но к настоящему времени здесь 10 линий с 253 станциями, суммарная длина путей составляет около 250 км.
Первое метро в Африке было открыто в Каире 27 сентября 1987, в нем три линии и 64 станции.
В Австралии, в Сиднее, 26 мая 2019 года была открыта первая линия метро, в ней 13 станций, длина ее в настоящее время составляет 36 км. К 2026 году запланировано добавить еще 18 станций, увеличив общую длину линии до 66 км.
Первая линия метрополитена в Южной Америке была открыта 1 декабря 1913 года в Буэнос-Айресе. В настоящее время в городе 6 линий метро общей длиной свыше 50 км. При этом в холлах станций находятся более 400 оригинальных авторских фресок, мозаик и скульптур. Более того, несколько станций метрополитена признаны памятниками культуры мирового значения.
В настоящее время в семи городах Южной Америки есть метро. Больше всего линий (6) — в Буэнос-Айресе, самая большая длина линий (139,7 км, 136 станций) — в метро Сантьяго (открыто 15 сентября 1975 года). Кроме них линии метрополитена построены в Сан-Паулу, Каракасе, Рио-де-Жанейро, Медельине и Лиме.
В России метро есть в Москве (с 1935 г.), Екатеринбурге (с 1991 г.), Казани (с 2005 г.), Нижнем Новгороде (с 1985 г.), Новосибирске (с 1986 г.), Самаре (с 1987 г.) и Санкт-Петербурге (с 1955 г.).
Корме метро существует еще так называемый подземный трамвай. Это рельсовый вид транспорта, когда рельсовые пути функционируют как в подземном, так и в наземном виде. В России такой трамвай перевозит пассажиров в Волгограде. В ближайшее время запланировано создание подземного трамвая в Челябинске.
В Германии подземный трамвай функционирует в двух десятках городов. Метропоезда вне плотной городской застройки, в пригородах, работают как s-bahn, пригородные трамвайные линии, а по мере приближения городской застройки уходят под землю, и тогда это уже u-bahn.
Подземный трамвай существует во многих странах. В Бельгии его называют пре-метро. В Вене некоторые трамвайные маршруты ныряют под землю, а линия метро U-6 обслуживается трамваями. В Испании маршруты подземных трамваев называют то легким метро (в Мадриде), то метротрамом (в Севилье).
В общем, все большие города рано или поздно додумываются до идеи метро или подземного трамвая, ибо народу, которому надо ездить — все больше и больше, а улицы не могут вместить весь общественный транспорт, который мог бы их перевезти.
Метро, разумеется, просто транспорт, спасение гигантских городов от дорожного коллапса. Но в некоторых странах сумели из станций метрополитена сделать подземные дворцы и творения искусства.