Возможно, таков его тринадцатый подвиг после освобождения Прометея, победы над Антеем, сражений с кентаврами и др. Примерно в той же стороне, за 3 тыс. километров от Выборга, в местных журналах нашел отзыв некоего Александра, бухгалтера, привожу его полностью.
Очень крут Выборг. Всего 150 километров от Северной столицы — и ты в средневековой Европе. Городок маленький, но гостиниц в нем несколько десятков. С местами сложно — чтобы забронировать номер, пришлось обзвонить четыре отеля. Прошлись по средневековым улочкам, нашли самый старый дом России — 1583 года постройки. Не поверите, но там до сих пор люди живут. Пообедали в ресторане «Круглая башня» на Рыночной площади — это историческое место, где периодически проводятся разные костюмированные шоу и при желании можно отобедать, переодевшись в старинные платья.
Реклама
Символ Выборга — крендель. Ему посвящена отдельная экскурсия — квест «В погоне за рецептом настоящего кренделя», во время которого участники переодеваются в исторические костюмы и обследуют город, ориентируясь на карту 1905 года и собирая ингредиенты, необходимые для выпечки кренделя.
Реклама
Как сказано в Писании, не свидетельствуйте о себе сами, пусть за вас говорят другие. И это свершается на наших глазах. Собственно, на этом можно закончить соединять буквы в слова, однако уместно и нам предложить идею для развития туризма.
Некий бухгалтер решал квест по карте 1905 года, а мне на глаза попала карта 1915 года, и не поверите — тоже г. Выборга, где улицы носят еще русские названия и указаны по правилам дореформенной орфографии, действовавшей до середины 1918 года и сохранявшейся позже на территориях белых правительств в России и в белоэмигрантских изданиях. Карта в качественном виде досталась мне от краеведа и историка Евгения Балашова.
По карте видно, что в 1915 году в Выборге общественный внутригородской транспорт состоял из трех трамвайных линий, их различали цветами, как «ветки» метро: Папула — Абовский мост, Вокзал — Коликойнмяки, Абосский мост — Выборг Форштадт. Электрический завод (тогда завод Пиетинена) соседствовал с трамвайным депо, из которого выезжали трамваи без пассажиров по главной артерии — Александровской улице, ныне Ленинградскому проспекту. На пересечении с Торнельской улицей они расходились по маршрутам.
Банков в Выборге было несколько: не только Национальный, но и Саюзный (так на карте), Финляндский и Северный. При количестве жителей около 42 тысяч — это много. Стало быть, у зажиточных горожан и мастеров торговли — негоциантов, были и сбережения. Однако, площади города при относительно небольшой застройке всем хватало; на старых фотографиях улицы и площади «свободны», почти пусты, то есть «гуляй не хочу», и надо сильно постараться, чтобы наступить соседу на ногу или столкнуться в лоб.
Эта привольность по-хорошему возбуждает белую зависть. В феврале 2022 года и 10 секунд в рабочий полдень не проходит, чтобы кто-нибудь не прошел по улице навстречу, едва на свалив и вас, и себя со скользкой пешеходной дорожки. Отсюда ностальгия по старому Выборгу с его разноконфессиональным, но патриархальным укладом провинции.
С другой стороны, есть фотографии, в частности 1930 года, на которых городской пляж и прибрежная полоса залива по насыщенности не уступают черноморским в Анапе; на пляже в Выборге одновременно находились несколько тысяч отдыхающих. Да что удивляться, если количество часов солнечного сияния — 1530 в год, при абсолютном максимуме температуры +35 градусов Цельсия, что известно из открытых источников.
По состоянию на 2021 год в Выборге чуть больше 74 тыс. жителей, официально зарегистрированных, разумеется. Примерно такое же количество было в 1978 году и в довоенном 1939-м. За всю историю города максимум населения приходится на 1996 год, когда проживало 80200 человек, и с тех пор динамика плавно идет вниз. Относительно предыдущего периода замера, город теряет примерно 1000 человек ежегодно на протяжении 25 лет.
Наряду с такими названиями улиц, как Церковная и ее продолжение — Епископская, недалеко от площади старой ратуши напротив Абовского моста и Выборгского замка, который тогда именовался Выборгской крепостью, видны замечательные исторические шедевры: «Улица сераго братства», «Улица чернаго братства» (через «а» — так написано в карте).
Рядом разные улицы водяных и новых ворот. В другом конце города — Фискальная улица. Задолго до Октябрьской революции в Выборге была площадь Красного молодца и одноименная же улица.
Рынок, порт, а также тюрьма, в то время называемая губернской, вокзал железнодорожный всегда были на своем месте, причем одна из ж/д веток шла по линии от вокзала через нынешнюю «сине-зеленую» АЗС и далее по парку, дефилируя вдоль берега Салакалахти, к «рыбному ряду» у нынешней лодочной станции, Северной гавани, далее к Абовскому мосту, снова вдоль берега — к Южному валу и грузовому порту.
Много улиц из-за современной застройки утеряны. К примеру, улица с говорящим названием Лисья. Надо полагать, сюда приходили лисы. Она вела от площади у вокзала, параллельно берегу Салаккалахти; теперь это участок Железнодорожной улицы справа от автовокзала. А на месте современного автовокзала и далее в сторону гостиничного комплекса «Дружба» были большие пакгаузы числом 10 и склады, сюда также вели подъездные железнодорожные пути.
Озелененная сегодня территория парка у Салаккалахти вся была промышленной зоной, где сновали маневренные паровозы и грузовые вагоны. Туристическая идея состоит в том, чтобы предложить гостям города новые квесты по старым картам и так вовлечь их, приобщить к европейской истории европейского торгового города.
Написать о старинном городе кратко — значит, упустить много важного. Именно поэтому полная «картина маслом» всегда складывается из опыта многих публикаций об одном и том же. Моими глазами — город таков.
В Интернете есть программы, сайты, позволяющие «наложить» в электронном виде старые карты на современные и получить, таким образом, комментарий системы о том, что в конкретном месте было раньше. При совмещении «старого с новым» получается весьма любопытный паллиатив или даже наоборот — синергия преобразованных имен, территорий, значений. И тут на сцену выступает экскурсовод, и рассказывает более подробно об истории города и его потрясающих жителей, среди которых сохранились и торговые династии.
Вполне возможно, что этим делом уже занимаются профильные специалисты, однако не грех и напомнить об истории Выборга, затмевающей и Геракла, а с ним все прочие Евпатории.