Надежда на восстановление градообразующих предприятий и инфраструктуры всегда есть (надежда рождается в сердце сама и умирает последней из человеческих чувств — особенно актуально для тех, кто тут родился и вырос), но ведь для этого надежды мало — надо созидать реально. Реального плана развития не существует.
Действия властей в формате программы «Комплексное градоэкономическое преобразование Воркуты — управляемое сжатие» — вынужденная мера для уменьшения издержек по экономическому обеспечению жизнедеятельности в разрозненных местах. На мой взгляд, думают об издержках, а не о людях. То, что город действовал вокруг шахт, давало ему жизнь и развитие. Нет деятельности, нет работы — происходит обратная тенденция.
К слову, Воркута далеко не единственный город на Русском Севере, и не только за Полярным кругом, где происходят деструктивные изменения уже много лет. В советские годы в Воркуте работали 13 угольных шахт, сейчас осталось всего 4, и те планируют закрыть в 2037 году.
Бываю тут по рабочим вопросам до 8 раз в год и имею возможность составить свое мнение. Не думаю, что город вымрет. Но количественно еще сократится — точно. Будут работать только предприятия добывающие, шахты, «Газпром» и небольшая инфраструктура; для этого нужно примерно 10 000 человек. До этого уровня тенденция по оттоку населения, заметная сегодня, сохранится.
С 2011 года Воркуту официально покинули примерно 20 000 человек. Надо сказать, тут никогда не было много народа: этот город развился из рабочего поселка в составе Воркутлага и на пике своего «успеха» перед развалом экономических связей СССР имел 117 тыс. жителей. С этого времени продолжается отток населения. В 2022 году, по моим оценкам, чуть менее 50 тысяч.
Что особенного здесь? В первой половине ХХ века территория вокруг современной Воркуты принадлежала Воркутлагу. Работали в основном заключенные — на стройках, железной дороге, обслуживающим персоналом в шахтах.
В мой январский 2022 г. визит оказалось, что полгорода работает на вахте «Газпрома». Уровень зарплат таков: продавец получает в месяц до 20 тысяч, при реальной цене на двухкомнатную квартиру в Воркуте от 50 тысяч (!) росс. рублей. 50 тысяч за двухкомнатную квартиру в многоквартирном доме — вдумайтесь в эти «цифири».
В компенсацию за удовольствие «удачного приобретения» покупатель получит стоимость ЖКУ до 13 тыс. в месяц, что равно почти четверти «ценности» самой квартиры.
Комплекс причин является фактором влияния на ситуацию. Воркута представляется жутко холодной рекреационной зоной: воображение рисует потрепанные непогодой стены панельных многоэтажек и двухэтажные деревянные многоквартирные дома с обледенелыми ступеньками, из носов встречных прохожих торчат «сосули», а вместо глаз у местных жителей подвижные «щели», на безлюдных улицах много медведей, и несколько голодных волков перекликаются воем в разных частях
Но это еще не фильм ужасов. Такое жилье с инфраструктурой строили на Русском Севере повсюду — от Мурманска, Архангельска, Вологды до Чукотки.
В третьей декаде января ночная Воркута встретила ласково: погода -23, морозно, без ветра и вовсе не холодно — климат преимущественно сухой. Снег — черный. В полчетвертого ночи, на фоне искусственной подсветки в домах и на улицах, взгляду открывается красивейшее северное сияние.
Видели ли вы город, где нет наводнений, пожаров, клещей и автомобильных пробок — в принципе? Работы тоже почти нет. Билет из Воркуты до Петербурга стоит 2300 р. в плацкарте.
В конце 2015 года началась реализация программы «Комплексное градоэкономическое преобразование Воркуты — управляемое сжатие», рассчитанной до 2025 года. По ней жильцов малозаселенных домов, а также опустевших поселков, переселяют в центральную часть городского округа. Поэтому для туристов можно использовать привлекательные факторы: северное сияние, охоту при качественной ее организации, экстремальный туризм для любителей холода и вида рекреационных зон, собрать здесь чемпионат пейнтбольных команд.
Зимой смотреть на черный (от производства угля) снег — то еще удовольствие. Лето короткое — две, иногда три недели (всего) при средней температуре +15 °C, тогда можно ходить без пиджака. В конце июня еще бывает снег при температуре +3…+6. Но есть места, где он темный (последствия от работающей ТЭЦ) и виден разбросанный шлак на обочинах дорог.
На мини-деревьях летом нет листочков: деревья как веники, воткнутые узким местом в грунт. Урожай грибов не каждый год. Но северные виды ягод в дальних окрестностях собирать можно. Если уехать подальше от засоренной территории.
Земля северная — не плодородная. В радиусе 100 км от Воркуты можно покататься на оленях на фоне северного сияния. Это может быть интересно, но приехать сюда можно один раз, два уже избыточно. Теоретически в Воркуте можно организовать сувенирные промыслы из рогов оленей и лосей. Но всем этим (организацией) нужно заниматься не номинально.
А вот приезжать за длинным рублем не стоит — его тут давно не видели, за редким исключением отдельных профессий. Иностранцев не видел. Но за Воркутой установлена военная РСЛ типа «Печора», для небольшого контингента военных это работа, для потенциальных противников — мишень.
В ближайшем к Воркуте городе Инта ситуация хуже. Вакантных рабочих мест почти нет; работой продавцом или судебным приставом, несмотря на особенности, дорожат. А относительно много заработать в действующих шахтах можно: к примеру, более 100 тыс. рублей, но только если работать в две смены. Зато… в городе нет очередей в детсады и школы.